Ровно 80 лет назад увидела свет повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» — её начали печатать в газете «Пионерская правда». Самое известное произведение писателя было завершено им в конце августа, а уже 5 сентября отрывок появился в газете. Также повесть передавали и по центральному радио.
Произведение было написано на основе киносценария, который Гайдар изначально назвал «Дункан и его команда» — главным действующим лицом был мальчик по имени Вовка Дункан. Исследователи отмечают в этом влияние Жюля Верна: у французского писателя «Дунканом» называлась яхта, на которой герои отправляются спасать потерпевшего кораблекрушение капитана Гранта. Но кинематографисты оказались недовольны и именем персонажа, и названием, а потому потребовали всё переименовать: так Вовка стал Тимуром — в честь сына Аркадия Петровича.
До начала Перестройки только в СССР книгу переиздавали более двухсот раз: она была невероятно популярна у детворы и даже стала причиной появления движения «тимуровцев». Но в 90-е интерес к повести сошёл на нет, а виной всему стала биография Аркадия Гайдара, точнее, его лихая молодость.
Взращённый революцией, Аркадий Голиков уверовал в её идеалы и в 14 лет, приписав себе два года, вступил в ряды Красной армии, и вскоре ему уже доверили командование полком. Этим он занимался в Сибири, где в Гражданскую сражался с бандитами. Понятно, что ни одна война не бывает бескровной, была кровь и на руках Голикова. Только вот в 90-е пресса его обвиняла в массовых казнях мирных граждан, и количество жертв постоянно росло.
Гайдар оказался виновен в том, что сотнями топил людей в реке, рубил им головы, которые в мешках возвращал родственникам, а тела невинно замученных использовал в качестве столов для своих пиршеств с товарищами. Так разве можно книги этого монстра читать детям?
Но документально эти «подвиги» Гайдара не подтверждаются. Биографу писателя Б.Н. Камову удалось найти лишь доказательства того, что однажды Аркадий Петрович дал распоряжение расстрелять нескольких человек за то, что они помогали бандитам, за которыми он долгое время гонялся.
Это происшествие тщательно расследовалось, и действия Гайдара были признаны законными. Однако, чтобы унять неистовый пыл молодого командира, его демобилизовали, исключили из партии и направили на лечение — после ранения и неудачного падения с лошади у него развился травматический невроз. Тогда-то Аркадий Голиков и начинает писать...
Люди, знавшие его в межвоенный период, отзывались о нём как о честном и благородном человеке, обладающем высокими моральными качествами. Потому, когда началась Великая Отечественная, ни у кого не вызвало удивления его желание добровольцем идти на фронт. Однако по состоянию здоровья Гайдара не пустили, тем не менее он всё-таки оказался на передовой, в Киеве, в качестве военного корреспондента.
Когда украинская столица уже была окружена немецкими войсками, за журналистами прислали самолёт, но Гайдар решил остаться в городе. Следующее известие о нём появилось лишь осенью: очевидцы рассказали, что писатель погиб 26 октября 1941 года. В районе Умани он примкнул к отряду партизан Ивана Прудникова, нарвался на засаду, но успел предупредить остальных.
После войны товарищи ходатайствовали о присвоении Аркадию Гайдару звания Героя Советского Союза, но наградили его лишь орденом Отечественной войны 1-й степени.
В книгах Гайдара всё очевидно, но в жизни не бывает чёрного и белого, все краски смешаны.
Вот и Аркадий Петрович был всего лишь человеком своего времени — жестокого, буйного, кровавого. Была кровь и на его руках, он этим страшно мучился и однажды сделал в дневнике запись: «Снились люди, убитые мною в детстве».
Вероятно, Гайдар сам себе не мог простить свою лихую юность. Но всё это не мешало Аркадию Петровичу быть хорошим детским писателем, на книгах которого выросло не одно поколение ребятни. Ведь действительно, «Чук и Гек», «Горячий камень», «Тимур и его команда» рассказывают о ценностях вне времени и политики...