Десять книг об одном фэнтезийном мире: талант или бездарность?

Десять книг об одном фэнтезийном мире: талант или бездарность?

В последние годы на полках книжных магазинов всё чаще можно увидеть циклы книг, посвящённых одним героям. Это могут быть детективы в стиле Донцовой или Марининой, когда одна и та же героиня в одной и той же манере расследует преступления, сходные между собой (ну, по крайней мере, между десятым и сотым точно есть много общего!). Ничуть не реже это фэнтези, когда в рамках одной вселенной с одним или несколькими персонажами постоянно что-то случается. Тут можно говорить и о совершенно бесконечной вампирской саге Лоры Гамильтон, и о книгах Хлои Нейл, и о творчестве Кассандры Клэр. Да примеров огромное множество. И тогда как часть читателей принципиально перестаёт покупать произведения из цикла эдак после третьей-пятой части, другие с нетерпением ждут двадцать восьмую. Пока кто-то кричит, что подобная тенденция — признак бесталанности современников, их оппоненты утверждают, будто проявить разнообразие внутри одного мира лучше, чем создать десятки литературных близнецов.

Кто прав, а кто виноват, однозначно не ответишь, тем паче что каждую серию следует рассматривать отдельно. Но о плохом мы не будем. Побеседуем о хорошем, чтобы поднять себе настроение. А для этого вспомним невероятную, интригующую, яркую писательницу Кассандру Клэр, создавшую сумеречных охотников и сейчас работающую уже над четвёртой серией внутри одного цикла. Ведь эта женщина всегда находит чем удивить.

Свою карьеру писательница начала с фанфиков по творчеству Джоан Роулинг и Дж. Р. Р. Толкина. А продолжила рождением в 2007 году «Города костей». Нефилим Джейс покорил читательниц на всех материках. А его подруга Клэри, тоже Сумеречный охотник, но воспитанная вдали от демонов и прочей нечисти, стала эталоном для многих девушек своего поколения. Впоследствии этот цикл получил ещё пять продолжений и обзавёлся приквелом-трилогией под названием «Адские механизмы» о предках героев, чьи судьбы тесно переплетаются между собой. К ним добавились многочисленные бонусы о жизни второстепенных персонажей, такие как «Хроники Академии Сумеречных охотников» об аутсайдере Саймоне, «Хроники Бейна» о приключениях обаятельного бисексуального мага и ряд других. Через некоторое время появилась серия «Тёмные искусства», события которой развиваются через несколько лет после окончания главного сюжета. Трилогия посвящена недавним детям, о которых вскользь упоминалось ранее. А Клэри, Джейс и остальные мэтры цикла появляются, но исключительно в качестве советников и старших товарищей. И вот уже на полках магазинов можно найти первую часть новой истории «Последние часы», которая называется «Цепь из золота».

Да, принципиально ничего нового Кассандра не пишет. Всё те же нефилимы, охотящиеся на нечисть, разборки с представителями нижнего мира, козни магов, агрессия вампиров и оборотней, хитроумные заговоры фэйри. Но каждая история любви — а именно романтика тут во главе угла — уникальна и имеет свои нюансы. Писательница — мастер создавать невозможные препятствия на пути любовников. Пожалуй, её интрига с потенциальным родством Клэри и Джейса самая сильная из всех, что встречались в аналогичной литературе. Да и треугольник «Тесс — Джем — Уилл» пробирает до глубины души. Это почти как в «Дневниках вампира», причём в сериале, но намного эмоциональнее и мощнее. А уж итог соперничества… Мурашки бегут по коже всего лишь от воспоминания. Джулиан и Эмма — это нечто совсем новое. Здесь препятствие не в людях, принципах или нравах, а в магии, которая может связать похлеще генетики и стать ещё более мощной стеной на пути друг к другу… И всё это — только главные линии, а есть ведь и второстепенные, каждая из которых заставляет то улыбаться, то плакать. То есть как минимум в качестве романиста Кассандра Клэр состоялась. В конце концов, классические love story тоже в одном и том же мире развиваются — в реальном.

Автору удаётся не повториться и в создании проблем, которые сыплются на главных героев разных серий. Что это может быть? И суперзлодей а-ля Волан-де-Морт (не зря ведь Кассандра фанат Роулинг). И некий изобретатель-экспериментатор, грозящий своими новшествами разрушить мир, соединив технику и магию. И колдун, утративший любовь, сошедший с ума и сумевший нарушить сам ход времени… Впрочем, зачем перечислять всё. Ясно же, что разные ветки никак не пересекаются по сути, хотя имеют массу точек соприкосновения. И они — в деталях, которые не сразу примечаешь. Предметы, передающиеся поколениями или внезапно всплывающие через столетия. Некие записки, которые нежданно-негаданно напоминают о прошлом. Персонажи, перетасованные в разных комбинациях… Слова и символы, которые в одних сюжетах выступают как данность, а в других объясняется их происхождение… И всё это сантименты и дрожь в коленях.

Таким образом, Кассандра Клэр — живой пример того, что сериальность в литературе может быть признаком таланта и способом проявить оригинальность, а не наоборот. Но, конечно, зачем отрицать тот факт, что есть совсем другие примеры. И среди авторов многотомных саг встречаются любители славы или денег, а также люди, не имеющие воображения, чтобы создать что-то новое (постепенно их книги перестают читать, так как они становятся одинаковыми). Но к чему нам прямо здесь и сейчас плохие примеры? Всегда имеет смысл ориентироваться на положительный опыт. Не правда ли?

Оставить комментарий

avatar

Литературный портал для писателей и читателей. Делимся информацией о новинках на книжном рынке, интервью с писателями, рецензии, критические статьи, а также предлагаем авторам площадку для размещения своего творчества!

Архивы

Интересно



Соцсети