Быть писателем — это «прежде всего быть Человеком»
24.10.2020 266 5.0 2


Если человеку есть что сказать миру, он не должен молчать. Нужно вступать в диалог с теми, кто готов слушать. Делиться друг с другом эмоциями, идеями, накопленным опытом. Без сомнения, для этого существует множество способов. И один из них — писательство. Легко сказать, да трудно сделать — усомнится тот, кто никогда не пробовал взяться за перо. И правда, создание книги — тяжёлый труд, который начинается с вдохновения, а продолжается учением.

Каких результатов можно достигнуть? Любых! Ведь мы живём в мире неограниченных возможностей. Это своим примером доказала поэт, прозаик, автор произведений для детей Нина Гаврикова. На её счету книги «Эхо памяти», «Капельки росы небесной», «Задушевный разговор», «Душа нараспашку», «Приключения лисёнка» и другие. А осенью 2020 года Нина стала лауреатом международной премии «Филантроп» со своим сборником стихотворений «Зима седая с возрастом созвучна».

О том, что значит быть писателем, как начать разговор с незнакомым читателем, какие чувства приносит победа на уважаемом литературном состязании, а также о своей работе в качестве наставника МДЛК «Озарёнок», открывающего юные таланты, в беседе с корреспондентом пресс-службы издательства «Союз писателей» рассказала Нина Гаврикова.

— Поздравляю Вас с победой в таком уважаемом конкурсе писателей, как «Филантроп». Какие эмоции это у Вас вызывает? Стоили ли усилия, которые пришлось затратить на участие, результата?

— Здравствуйте! Благодарю за поздравления! Эмоции только положительные! Необходимо отметить, что это не первое моё участие на соискание международной премии «Филантроп» за выдающиеся достижения инвалидов в области культуры и искусства, первые попытки оказались безрезультатными.

Целый год надежда на победу витала в воздухе (документы на конкурс оправлены в августе 2019 года), но того, что это будет первое место, конечно, не ожидала, тем радостнее осознавать, что труды оценены по достоинству!

— Как считаете, что есть в Вашей поэзии такого, что позволило ей обойти творчество других конкурсантов?

— Не могу ответить на этот вопрос. К сожалению, не знаю, какие произведения прислали другие авторы, в открытом доступе этой информации нет.

— Есть ли какой-то секрет, как писать хорошие стихи?

— Есть! Все прекрасно знают, что сапожник не сможет стачать сапоги, если не будет учиться мастерству, так же, как и учитель, врач, пекарь, токарь, хлебороб. Любой профессии нужно учиться! Но почему-то многие думают, что писать рассказы или стихотворения можно по наитию: что пришло в голову, то и записал. Нет! Николай Рубцов писал стихотворения практически без черновиков, но и у него недавно нашли немногочисленные листы с пробными записями. Знать азы стихосложения и править произведения не стыдно, просто на это иногда уходит очень много времени.

— Назовите главные критерии, по которым читатель может определить, хорошая поэзия перед ним или не очень.

— Если стихотворение разжигает уснувшие чувства, если поэтические строки волнуют и проникают в потаённые уголочки души, если читатель после прочтения примеряет ситуацию на себя или сопереживает лирическому герою, то, наверно, это и есть хорошая поэзия.

— Кто сегодня читает стихи? Вот Вы читаете?

— Думаю, что любителей поэзии с годами не уменьшается, наша страна в советское время была самой читающей и остаётся ею до сих пор. Конечно, сейчас, с возрастающими возможностями Интернета, печатные издания стали меньше пользоваться спросом, но возрос интерес к аудиокнигам. Многие слушают озвученные известными актёрами/артистами произведения. Мне нравится слушать, как проникновенно читает стихотворения Владимир Глазунов.

Да, стихотворения читаю. Например, Сергей Есенин удивляет неподкупной любовью к России и русской души бесшабашностью. Эдуард Асадов нравится советским патриотизмом и честным взглядом на жизнь. Люблю читать сонеты о любви Уильяма Шекспира в переводе Сергея Михалкова.

Со школьного возраста мне по душе творчество нашей знаменитой вологодской поэтессы Ольги Фокиной, которая, работая в областной газете, писала целые заметки в стихотворной форме. Подкупает её любовь к родному краю, к нашей северной деревне. Гордостью сокольской земли является Полина Рожнова, которая сейчас живёт в Москве, но связь с малой родиной не теряет. В стихотворениях Полины Константиновны собраны боль за разрушенные храмы и гордость за прекрасных, талантливых людей, которые рождаются на русском Севере.

Из современных авторов? Часто захожу на интернет-страницы к Марьям Авериной, Ирине Кузнецовой, Татьяне Мажориной, Ольге Лазаревой, Елене Долгих, чтобы познакомиться с их новыми произведениями.

— Расскажите читателям, которые ещё не знакомы с Вашей книгой «Зима седая с возрастом созвучна», какие темы Вы поднимаете на страницах? Типичны ли они для Вашего творчества в целом?

— В поэтический сборник «Зима седая с возрастом созвучна» вошли стихотворения о любви, душевной боли, воспоминаниях, попытках возрождения былого.

Осенний дождь

Осенний моросящий долгий дождь
Меланхолично капает на стёкла.
Теплом и светом привлекают окна.
А куртка тонкая насквозь промокла,
Пронзает тело внутренняя дрожь.

В безмерных лужах отраженье ног
Прохожих редких, путников случайных.
Крик журавлей пронзительно — прощальный.
Берёз продрогших диалог печальный,
Что в этом мире каждый одинок.

Особое место в книге занимают триолеты, так называемые «твёрдые» формы лирической поэзии, имеющие французское происхождение. Триолет — интересное написание стихотворения, оно построено на двух рифмах, мужской и женской, которые тесно сплетаются с общей тканью стихотворения.

Зима седая с возрастом созвучна
(Триолет)

Старею, милый, знать пришла пора.
Зима седая с возрастом созвучна.
Не радует желанное вчера.
Старею, милый, знать пришла пора.
В ячейках памяти лишь искры от костра,
Закаты дней сложу в сундук поштучно.
Старею, милый, знать пришла пора.
Зима седая с возрастом созвучна.

Сборник разбит на несколько разделов: философская лирика — «На развилке судьбы», «Послевкусие лет», «Разлучение»; пейзажная лирика — «Времена года»; гражданская лирика — «Пусть в каждой избе вновь горит огонёк», «Старый дом», «Речка жизни не течёт обратно»; посвящения поэтам — «Северный родник», «Мой любимый поэт — Эдуард Асадов», «Сергей Есенин».

— Вы пишете не только стихи, но и прозу. Кем прежде всего Вы себя считаете: поэтом или прозаиком? Почему?

— Не могу сказать однозначно, но по поэзии у меня гораздо больше наград, нежели по прозе. Например, в августе по итогам конкурса редакционного совета альманаха «КРАФТ», мне присуждена третья премия «КНИГА.РУ: новые литературные имена». Сертификат на оплату услуг по изданию персонального сборника стихов по программе «Новая книга» уже прислали, готовлю рукопись.

И ещё! В этом году я окончила высшие курсы литературного мастерства при Совете по прозе Союза писателей России, которые ведёт А. В. Воронцов, секретарь Правления Союза писателей России. По окончании учёбы в альманах курсов Андрей Венедиктович отобрал мои стихотворения «Осенний дождь», «Распутица», «Признание» и другие, хотя во время учёбы было написано два новых рассказа и прошло обсуждение ранее написанных.

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить издательство «Союз писателей» за проведённые обучающие конкурсы, давшие прочный фундамент знаний, который пригодился на курсах. Огромное спасибо Ирине Малковой, Марии Соседко, Вере Сытник, Марине Зейц и остальным.

Уточняю, что я не только поэт, писатель, но и детский автор, в этом году меня приняли в Творческое объединение детских авторов России.

— Каких главных принципов Вы придерживаетесь в своём творчестве?

— Однажды Амадей Моцарт сказал, что успех на 95 % состоит из труда, а оставшиеся 5 % — это талант. А великий Гёте сделал данное соотношение ещё меньше, утверждая, что для успеха достаточно лишь 1 % одарённости, а всё остальное сделает труд.

В моём случае подходит второй вариант. Изучаю то, что не знаю, правлю то, что уже написано, и, конечно, пытаюсь писать новые произведения, используя накопленный опыт.

— Что вообще значит быть писателем и можно ли этому научиться?

— Если у ребёнка есть талант и желание трудиться, то, конечно, стать писателем возможно! Однажды я поинтересовалась у двоюродного брата, который окончил художественную школу и хорошо рисовал, как стать художником. Он ответил, что всё элементарно просто: тысячу раз пишешь одну и ту же картину, и на тысяча первый всё получится. Так и в творчестве нужно писать каждый день, ошибаться, исправлять и снова писать. Только так можно стать писателем. Седьмой год работая с одарёнными детьми, обнаружила одну закономерность: кому даётся всё и сразу, те быстро сходят с дистанции, а вот кому приходится доказывать своё мастерство, те остаются в литературе и пишут хорошие вещи!

— Вы являетесь одним из руководителей литературного клуба «Озарёнок», в котором занимаются талантливые дети. Что прежде всего Вы советуете своим воспитанникам, которые в будущем хотят писать?

— Я советую им прежде всего быть Человеком! В каких бы трудных обстоятельствах ни оказался, нужно всегда оставаться Человеком — честным, справедливым, самостоятельным, готовым прийти на помощь другому в любую минуту. Моя задача и задача моих коллег — помочь воспитанникам найти себя, что важно для творчества. Ребята пробуют себя в разных жанрах, размышляют о духовности и исторической памяти, о людях и окружающей нас природе, осваивают чувство юмора и пытаются осмыслить и запечатлеть яркие мгновения и события жизни. На заседаниях мы пробуем сочинять, творить, познавать опыт великих художников слова, проводим литературные праздники, проводим конкурсы сами и участвуем в литературных состязаниях на других интернет-площадках, приобретаем и учимся ценить друзей и единомышленников со всех уголков нашей великой страны и за её пределами. В мире столько чудесного и неизведанного!

— Уверена, Ваши усилия не останутся напрасными, ребята из МДЛК поймут, что такое быть писателем и смогут освоить это непростое мастерство. А читатели, которые увидят Ваши книги, независимо от возраста, найдут в них что-то, что откликнется в их сердцах.

Корреспондент пресс-службы издательства «Союз писателей»
Екатерина Кузнецова




Теги:премия филантроп, Нина Гаврикова

Читайте также:
Комментарии
avatar
Прочитала. Порадовалась! Нина Павловна, поздравляю с успехами этого года! Со всеми успехами. Интервью замечательное. Вам есть что сказать, и есть чем гордиться! Рада, что знакома с Вами. И это заслуга СП! Много знакомств состоялось на этой замечательной литературной площадке! Спасибо!
avatar
Наталья Сергеевна, благодарю за поздравления!
Да, совершенно верно - в этом огромная заслуга всего коллектива сайта "Союз писателей"!
В первую очередь, организаторов сайта и издательства СП.
И, конечно же, нас авторов, ставших за долгое время знакомства друзьями и коллегами!
СПАСИБО ВСЕМ ЗА ПОМОЩЬ И ПОДДЕРЖКУ!
avatar