Как общаться с комментаторами на литературных сайтах
02.11.2020 362 0.0 0


Писатели, которые ещё не набрались решимости обратиться в издательство или захотели поставить небольшой эксперимент, чтобы узнать у сторонних читателей мнение о своём творчестве, часто выкладывают стихотворения и прозу в Интернет. Существует множество площадок, где авторов ждут с распростёртыми объятиями и предлагают им максимально удобные условия для самореализации на первых порах. И вот преисполненные радужных надежд, воодушевлённые лаврами Макса Фрая, Айзека Мариона и целого ряда других популярных литераторов, начавших свою карьеру в Сети, тысячи желающих выкладывают свои работы на суд общественности.

Сейчас мы не будем говорить о том, что таким образом подписывается смертный приговор рассказам, романам, стихам. Ни одно издательство не захочет в последующем брать лишённый уникальности контент. Исключения, ставшие особенно популярными во Всемирной паутине, лишь подтверждают общее правило. Будем считать, что люди в курсе этой особенности книгоиздательского бизнеса и выбрасывают в широкий доступ только некоторые свои творения, а не сразу все и не те, что хотели бы однажды увидеть в формате книги. Вместо того, чтобы обсуждать одно и то же по десятому кругу (а об этом и правда немало сказано на тематических сайтах и форумах разных издательств страны), побеседуем о том, как общаться с комментаторами. Ведь, в конечном итоге, рисковый шаг авторами делается именно ради них.

Кто комментирует литературу в Сети

Условно всех посетителей литературных порталов, а следовательно, и читателей, способных оставить отзывы, можно разделить на четыре группы:

1. Люди, которые читают произведения в сети, но никогда не высказывают своего мнения. Максимум, чего от них можно ждать, — это лайк или дизлайк. По сути, они так и остаются для автора тенями, которых он никогда не видит и не слышит. О них в дальнейшем в этой статье мы говорить не будем, так как вызвать их на диалог не получится. В общении с ними важно лишь одно — не разыскивать тех, кто отдал свой голос против и не спрашивать о причинах. В этом нет никакого смысла. Нужно просто смириться и жить дальше.

2. Люди, оставляющие честные и корректные отзывы под прочитанным. Они откровенно рассказывают, что им понравилось, что не произвело впечатления или оттолкнуло. Их мнение вряд ли окажется профессиональным, но свою субъективную позицию выражать они будут вежливо, не переходя на личности, не осуждая. Возможно, если у них есть свой писательский опыт или какие-то любопытные идеи, они даже попробуют дать совет по улучшению рукописи. Опять же без каких-либо попыток унизить или оскорбить того, чьё творение разбирается. Принимать чужие мысли всерьёз или нет, остаётся на усмотрение автора.

3. Эксперты. Они нечасто заходят на литературные сайты с целью написать отзыв или рецензию. Исключение — поиск каким-нибудь издательством новых талантов. Однако журналисты, известные авторы, филологи, редакторы тоже люди. И они по определению любят читать. Если что-то их зацепит, они могут на время преобразиться в обычных пользователей сайтов и подробно рассказать о том, как им понравилась или не понравилась та или иная книга. К таким мнениям нужно прислушиваться, а над рекомендациями желательно как минимум поразмыслить. Вдруг что-то можно взять на вооружение? Отличить критиков от любителей можно по профессиональному слогу, детальному анализу и рациональному подходу к литературе. Кстати, некоторые порталы имеют штатных экспертов, которые дают рецензии на опубликованные новинки. Как правило, их имена хорошо известны заинтересованным лицам.

4. Хейтеры. Эту категорию нужно рассматривать отдельно, так как она встречается прискорбно часто и является самой неприятной. Такие люди не думают об объективности. Они заходят в Сеть, чтобы выплеснуть негатив. Хейтеры ругают всё и всех. Они говорят резко, часто грубо, иногда с матом (баны их не волнуют). На любую попытку вступить с ними в диалог реагируют неадекватно и усиливают поток злобы, изливающийся на автора или его защитников. Очень трудно относиться к ним спокойно и игнорировать. Но важно понимать — от попыток дискутировать лучше не станет.

Как реагировать на комментарии, отзывы и рецензии на свою книгу

Разобравшись, с кем придётся иметь дело, надо подумать, как вести себя с людьми из каждой указанной выше категории. Как уже говорилось, с теми, кто не проявляет себя активно, ограничиваясь лайками, много каши не сваришь. Они не дадут ни рекламы, ни антирекламы, хотя и могут стать верными почитателями таланта писателя. В беседах с остальными следует соблюдать ряд простых правил:

1. Отвечать нужно на все комментарии, кроме нецензурных, резко агрессивных, откровенно неадекватных. Если нечего сказать или пост не подразумевает ответа, можно коротко написать «спасибо за мнение», «учту на будущее» или просто поставить пальчик вверх.

2. Любой вопрос, который задают читатели о героях, сюжете, локациях, авторе, должен иметь развёрнутый ответ. Именно здесь и сейчас начинается самопродвижение новичка. А оно включает диалог с аудиторией, рассказ о себе и своём творчестве. Строить фразы нужно так, чтобы создавать интригу и улучшать репутацию. Но не должно быть ни малейшего бахвальства или позёрства. Рекомендуется со всеми читателями во всех соцсетях придерживаться одной чёткой линии поведения, стилистики речи и, конечно, взглядов. Все слова обязаны перекликаться с книгой и поднимаемыми на страницах темами, а не противоречить главным концепциям произведения.

3. Критикам, а также пользователям, оставляющим развёрнутые вежливые комментарии, имеет смысл задавать уточняющие вопросы, показывать, как важно их мнение, пробовать объяснить свою позицию, если они, на взгляд писателя, что-то неправильно поняли. Но никаких споров. Всё очень корректно, вежливо, без перехода на личности.

4. На грубости нельзя отвечать грубостями. Не стоит пытаться отстоять свою позицию. Самое грамотное — просто пропустить комментарий мимо глаз и ушей. К сожалению, это не всегда помогает. В таком случае разумнее обратиться за помощью к администраторам. Например, нецензурная лексика запрещена на большинстве порталов, как и откровенные оскорбления.

5. Недопустимо приставать к читателям или пользователям сайта с просьбами написать отзыв или оставить комментарий. Если они захотят, то сделают это без подсказок. Но задать вопрос, понравилось ли, можно. Если ответа нет, не страшно. И уж точно противопоказано искать и закидывать сообщениями в личку людей, поставивших плохую оценку творчеству или оставивших нелестный отзыв. Нужно либо промолчать, либо поблагодарить за уделённое время.

Общение в социальных сетях — это искусство. По сути, литературные сайты — одна из их разновидностей. Если писатель хочет достичь успеха и найти своих читателей, он должен помнить об элементарных вещах, которые позволят ему установить контакт и привлечь внимание к своему творчеству.




Теги:Троллинг, как реагировать на критику, хейтеры

Читайте также:
Комментарии
avatar