Макс Фрай. Что в нём есть и что придумывает читатель
12.11.2020 140 0.0 0


То, что книга стала популярной, ещё не значит, что она была написана идеально. Доказательств тому можно найти сколько угодно. Вспомните, как лет десять назад мир обсуждал «Сумеречную сагу» Стефани Майер, которая едва связывала слова в предложения, упрощала всё по максимуму, не морочилась на том, чтобы создать целостный мир и написала примитивный роман для старшеклассников, превратив парочку из них в клишированных вампиров. Но разве это единственный случай в истории литературы, когда люди буквально сходят по книгам с ума, а сами объяснить, что в них выдающегося, не могут.

Сегодня мы поговорим об одной нашумевшей истории, которая имеет миллионную армию фанатов. Вот только есть одна проблема. То, что они называют плюсами обожаемой ими серии, — лишь иллюзии, для которых писательница по имени Макс Фрай создала благодатную почву.

Итак, если спросить поклонников, за что они любят «Лабиринты Ехо», можно услышать примерно такие ответы: «это ожившая сказка!»; «такой красивый мир!»; «я влюбилась в главного героя!»; «невероятно захватывающий сюжет!»; «ох, здесь столько интриги!».

Да, не имеет смысла спорить, в каждом восклицании есть толика правды. И всё же нельзя назвать «Лабиринты Ехо» идеалом с художественной точки зрения. Почему? Начать следует с того, что цикл буквально построен на шаблонах. Нет, даже не так. Он состоит из тонны клише. Сам главный герой — классический попаданец, каких и до, и после него было великое множество. Макс был офисным клерком, не имел ни цели в жизни, ни возможности воплотить свои фантазии, пока не попал в иную реальность. И вдруг, совершенно неожиданно для себя и вполне ожидаемо для читателя, в нём проснулся колдовской дар. Из «менеджера самого среднего звена» он превратился в ценного члена общества и устроился на сыскную работу. Естественно, помимо магического дара у него проклюнулись находчивость, изобретательность, смелость, сила. В общем, полный супергеройский набор, который парень тут же стал использовать по полной. Ну чем не Бэтмен или Супермен? Нетрудно догадаться, что, убивая по злодею на завтрак, обед и ужин, Макс не забыл о личной жизни и проявил себя ну просто фантастическим любовником. Конечно, это подарило ему массу поклонниц из числа читательниц, которым не важны ни художественные изыски, ни всяческие внутренние конфликты по Достоевскому, а достаточно дармовых эмоций и сладких ощущений во всём теле.

Сам мир тоже не блещет продуманностью. Сегодня огромное количество фэнтезийных вселенных, как существующих параллельно с нашей реальностью, так и полностью вне её, к которым буквально невозможно придраться. Авторы стараются рассказать обо всём: о природе, разумных расах, обычаях и традициях, мифологии и основах волшебства, экономической и политической структуре. У Макса Фрая, куда не плюнь, точных ответов не найти. Конечно, за столько книг автору удалось создать более или менее приемлемое представление о своей вселенной в головах не слишком придирчивых поклонников. Но даже то, как устроена общественная иерархия, читателю долгое время приходится гадать. Зато какой милый король! Тоже такого хочу! А можно двух?

И, наконец, интрига… Есть она или нет? Для того, кто читал много фэнтези, детективов и фэнтезийных детективов, всё слишком просто. Ходы героев, происки злодеев — всё угадывается, нужно лишь не пропускать страницы текста. Но сказать, что в сюжетах вообще ничего нет, тоже нельзя. Здесь столько волшебства и сказочности, столько ярких снов, вдруг обрётших форму (пусть она и рассыпается, стоит попытаться потрогать), что невольно восхищаешься. Эмоции Макс Фрай будит прекрасно. Они-то и являются причиной общественной любви, заставляя вновь и вновь смотреть, как герой «Лабиринтов Ехо» прокачивается до новых уровней, встречает всё более сильных противников, соответствующих приобретённым скиллам, и пытается разгадать ребусы, которые по факту и десятилетке по зубам. Но какая разница, если кругом так красиво, мило, замечательно, что аж в глазах режет?

Нужны ли книги, подобные «Лабиринтам Ехо»? Читатели, воспитанные на классике, наверняка станут спорить. Не найдут в творчестве Макса Фрая ничего хорошего и поклонники мрачного и непредсказуемого Джорджа Мартина или философичного Толкина. Но те, кому необходим лишь толчок, чтобы оторваться от земли на крыльях мечты, останутся довольны и даже поставят перед собой парочку интересных вопросов о сути бытия, так как писательница не скупилась на лёгенькие и довольно длинные философские интермедии. Ну а тот факт, что цикл получил такое безумное количество фанатов, даже радует. Ведь так прекрасно, что мы и сегодня, в циничный двадцать первый век, не разучились грезить наяву и создавать вокруг себя вселенные иллюзий, чтобы хоть чуть-чуть отдохнуть от однообразной реальности, которую так славно покинул Макс, каким бы он ни был.




Теги:Лабиринт Эхо, рецензия на книги Макс Фрай, Макс Фрай

Читайте также:
Материалов за текущий период нет.

Комментарии
avatar