Ещё не так давно, каких-то сто лет назад, пропасть, разделявшая миры мужчин и женщин, была огромна и практически непреодолима. Лишь немногим дамам удавалось сделать решающий шаг и перейти на другой берег. Шведская писательница Сельма Лагерлёф сумела совершить невозможное. В 1909 году она стала первой женщиной, которая получила Нобелевскую премию по литературе. До неё в других областях лауреатами престижной награды стали Мария Кюри и Берта Зутнер. Подобный успех можно было назвать настоящим прорывом.
Сельма появилась на свет 20 ноября 1858 года. Её отец был военным, мать — учительницей. Семья жила в родовой усадьбе Морбакка. Поэтичность, которая была присуща натуре писательницы в целом, сформировалась под воздействием окружения. Дом, где прошли её ранние годы, располагался в очень живописных краях. Они стали вдохновением для Сельмы, воспитали в ней чувство прекрасного. Описание красот, которыми девочка любовалась в то время, можно встретить во многих её произведениях. И, конечно, в автобиографических книгах «Морбакк», «Мемуары ребёнка», «Дневник».
Когда будущей писательнице исполнилось три года, она серьёзно заболела. В результате осложнений она оказалась парализована и прикована к кровати на долгие годы. Развлечения, которым предавались её сверстники, стали недоступны. Тогда-то малышка увлеклась сказками и народными преданиями, которые прекрасно умели рассказывать её бабушка и тётя. К сожалению, бабушка не прожила долго. Её смерть стала огромным потрясением для девочки, для которой эта трагедия захлопнула дверь в мир сказок. Сельма начала много читать, и вскоре у неё появилась мечта — она захотела стать писательницей и даже пробовала свои силы в новом для себя направлении. Эти попытки она описала в истории под названием «Сказка о сказке».
В возрасте девяти лет Сельма отправилась в Стокгольм, где получила лечение в особой клинике. Ей удалось вновь научиться ходить. Увы, радость была омрачена мыслями о будущем. Отец девочки очень много пил и играл в азартные игры. Семья с каждым годом становилась беднее. Долги росли. В 1881 году Сельма приняла решение покинуть родительский дом, несмотря на серьёзные возражения со стороны старших, и поступила в учительскую семинарию. Там она стала писать стихотворения, которые были опубликованы в журнале Dagny, но не обрели успеха. Тогда по совету своей хорошей знакомой Софи Адлерспарре она принялась экспериментировать с прозой. Глава за главой начала рождаться её будущая книга «Сага о Йёсте Берлинге».
Полностью сосредоточиться на творчестве в те годы Сельма не могла себе позволить. Её отец умер, а долги остались. Поместье, в котором прошло её детство, было продано. Девушка вынуждена была устроиться на работу в Ландскруну, где начала свою преподавательскую деятельность. В результате первый роман писался на протяжении десяти лет и был издан целиком только в 1891 году. До этого ей удалось на конкурсной основе опубликовать ряд глав. Произведение принадлежало к неоромантическому направлению, которое само по себе являлось очень патриотичным, так как воспевало патриархальный уклад жизни в Швеции, традиции страны. Основа истории — авторская фантазия. Вооружившись знанием фольклора и опираясь на свою любовь к сказкам, автор создала особый мир, очень праздничный, светлый, романтичный. Многие легенды, которые когда-то в детстве Сельма услышала от бабушки, нашли отражение в романе.
Сказочность была присуща творчеству Сельмы Лагерлёф всегда. Она ярко выражена в таких творениях, как «Предание о старом поместье», «Деньги господина Арне» и в её новеллах. В своём творчестве писательница рассматривала философские и религиозные аспекты. Некоторые её книги, такие как «Чудеса антихриста», были вдохновлены путешествиями.
Вершиной творческой карьеры Сельмы стало получение Нобелевской премии, организаторы которой особенно отметили идеализм, присущий её творчеству, и богатое воображение.
|
Всего комментариев: 0 | |
[Юрий Терещенко]
То,