Что будет, если взять и превратить литературу в науку? Ответ на этот вопрос в своём творчестве искал знаменитый французский романист Эмиль Золя. Он сделал попытку создать своё особое направление в прозе — натурализм.
Цель, стоявшая перед писателем, заключалась в том, чтобы изучить человека вне общественного влияния, которое он игнорировал. Природа — вот что всегда выше любого героя. Характеры и внутренние конфликты, равно как и взаимодействие личного и социального не имели для Золя значения. Куда важнее было показать наружность человека, отразить его генетику, описать антураж, поступки и реакции на них. Романист не верил в возможность перемен, не допускал того, что персонажи могут преодолеть некую данность, выпавшую им от рождения. Отсюда и выраженная депрессивность его историй.
Сам Золя в статье «Различия между Бальзаком и мной», которая вошла в книгу «Как Золя создавал свои романы», принадлежавшую перу Анри Массиса, заявил, что его интересуют исключительно «природные законы (наследственность, активность)». Он не собирался, в отличие от коллеги, препарировать общество и превращать страницы своих книг в зеркало, где отражаются его пороки. Более того, Золя считал, что Бальзак выражает исключительно свой субъективный взгляд на проблему. Сам же он не собирался становиться ни судьёй, ни моралистом. Он не хотел рассматривать проблемы человека с позиции религии или некой бытующей идеологии. Он рассчитывал описать его поведение, как натуралисты описывают поведение животных с учётом их физиологии, анатомии и других объективных наук.
Среди утверждений, которые принадлежат Золя и определяют его авторский стиль, нужно отметить следующее. Писатель говорил: «Социальное круговращение идентично круговращению физиологическому». Он считал каждого человека не более чем органом в едином теле общества. Патология одного может затронуть другой. Писателей же он называл врачами-экспериментаторами, проводящими мысленное исследование некой опасной язвы в рамках романа. Важным он считал не увлекаться чрезмерно причинами вещей. Гораздо важнее, согласно его мнению, сконцентрироваться на существующей проблеме и её следствиях.
Такого рода рассуждения, которые изучают сегодня литературоведы, занимающиеся прицельно творчеством классика, сделали книги Золя особенными по стилю повествования, психологической и философской составляющим. Главные их характеристики: гипернатурализм и пессимизм, а также отсутствие выраженной связи героев со временем, общественными настроениями, эпохами.
Плюс это или минус? Предпочтения каждого читателя уникальны. Если одним придётся по душе анализ общественной жизни по Бальзаку, то другие без колебаний отдадут свои голоса Золя, став горячими поклонниками его книг «Дамское счастье», «Марсельские тайны», «Завет умершей», «Тереза Ракен» и других.
|
Всего комментариев: 0 | |
[Юрий Терещенко]
То,