Филип Фармер: научная фантастика, рожденная из микса гуманитарных и технических знаний
Очень легко перепутать жанры фантастики и фэнтези. Они действительно родственные друг другу, так как основаны на допущениях. Однако, в основе фэнтези всегда лежит народный фольклор, а описываемые события не требуют никаких доказательств. Например, магия у героя просто есть, и читателю неважно, что она такое по своей сути. Фантастика сложнее. Она подразумевает определенную техническую базу. Каждое открытие, сделанное героями, все, что они видят перед собой, должно быть обосновано, мотивировано, убедительно и теоретически достоверно. Чтобы написать такое произведение, его автор должен быть тем, кого принято называть "физиком и лириком". Это романтическое выражение используется, когда речь идет о человеке, обладающем редким миксом гуманитарных и технических способностей.
Американский фантаст Филип Хосе Фармер знал азы инженерии, умел применять теорию на практике и банальную реальность преобразовывать в фантасмагорию, даря читателям мечты. Будущий писатель родился 26 января 1918 года в городе под названием Терра-Хот, расположенном в американском штате Индиана. Его отец был инженером. Несмотря на то, что с ранних лет мальчик обожал читать и уже в четвертом классе решил, что станет литератором, после получения аттестата зрелости он поступил в политехнический колледж Брэдли, расположенный в городе Пеория, штат Иллинойс. Параллельно он работал электромонтером. В 1941 году Филип женился.
Семью нужно было содержать, а учеба требовала вложений и не приносила дохода. Ему пришлось забросить образование и начать работу на местном сталеплавильном заводе. Это занятие приносило приличный доход и никакого удовлетворения. Фармер провел в роли контролера и крановщика целых одиннадцать лет, но в итоге решил идти дальше и вернулся на студенческую скамью. К тому моменту он окончательно понял, что быть инженером — не его судьба. Он получил степень бакалавра английской филологии в Университете Брэдли, а позже окончил Университет штата Аризоны.
В 1952 году в печати появилось первое произведение Фармера.
Повесть "Любящие" увлекла читателей головокружительной страстью между землянином и инопланетянкой. Автор-новичок, что случается не часто, сразу же стал лауреатом престижнейшей американской литературной премии Хьюго. Вдохновленный успехом, Филип бросил нелюбимую работу и занялся писательством. Ему удалось выиграть денежную премию от издательства и начать научно-фантастическую пенталогию "Речной мир". Увы, публикация тогда не состоялась из-за банкротства компании. Фармер не получил обещанных денег и не смог опубликовать свою книгу.
Вскоре стало ясно, что литературная деятельность не приносит ожидаемого дохода, несмотря на благосклонные отзывы критиков и любовь читателей. Филип покинул теплую Аризону и вернулся в Пеорию, где стал работать техническим писателем. На протяжении следующих шестнадцати лет он выполнял задания различных оборонных подрядчиков, занимаясь творчеством в свободное время.
Нового витка успеха Фармер достиг в 1967 году, когда опубликовал роман "Пассажиры с пурпурной карточкой". Эта история напоминала книгу Джеймса Джойса "Поминки по Финнегану" и повествовала о футуристическом обществе, живущем в государстве всеобщего благоденствия. То есть произведение имело антиутопический характер. Автор получил вторую премию Хьюго, и эта победа стала решающей – Фармера начали издавать и покупать. Наконец он смог исполнить свою мечту и стать профессиональным писателем. Продолжая жить в Пеории, теперь он не ходил каждый день на службу, а занимался любимым делом, издав за десять лет более двадцати пяти романов.
О творчестве Фармера критики много спорили. Так, Лесли Фидлер и писатель Айзек Азимов считали Филипа едва ли не гением. В то же время в "Нью-Йорк таймз" была опубликована статья журналиста Кристофера Леманна-Хаупта, который называл Фармера не более чем литературным "работягой" и посредственностью.
Независимо от мнения, которое высказывали поклонники и недоброжелатели, нельзя недооценивать творчество Филипа Фармера и тот вклад, что он сделал в научную фантастику своей эпохи, соединив в книгах писательский дар и знания в технической области, полученные в студенческие годы в Брэдли и позже во время работы на заводе.