"Когда-то, давным-давно... Как начало сказки, только у этой нет счастливого конца. На земле владычествовали две великие расы, винари и морфы, презирающие друг друга. Нет, мы не враждовали и не убивали. Этой чисто человеческой гадости мы не знали. Но мы не взаимодействовали, не пересекались и не доверяли. Поэтому, когда появились люди, мы не осознали угрозы". Такова предыстория романа Анны Соколовой "Морфа", который увлекает читателя в неведомый мир магии и чудес, чтобы научить его быть терпимее к другим и забыть ненависть, что разрушает сердца и ведет к погибели.
Анюта Соколова создала целую вселенную и населила ее разумными расами. Этой фэнтезийной действительности предстояло стать аллегорией, которая призвана показать, насколько опасно, безрассудно и отвратительно встречать по обложке, вешать ярлыки, бояться всего, что отличается, и считать лишь себя венцом творения — единственным достойным жизни. Глобальные социальные проблемы, заимствованные на Земле, перекочевали в фантазию, прочно там обосновались, многократно увеличились в размерах и стали наглядной демонстрацией неправомерности узких взглядов. Пройти мимо нее и не заметить — едва ли получится. Для этого нужно не иметь сердца. Не просто так главным героем романа стал именно представитель расы морф — существо наиболее презираемое, чей род почти уничтожен, а судьба — это путь боли, обид, разочарований и потерь.
Социология — это хорошо. Но если в книге есть только она — это не роман, а учебник морали и нравственности. Анюта Соколова то понимала, когда работала над своим произведением. Воспитанная на классических романах, как и все талантливые современные писатели, она знала — главное это конфликт личности. Поэтому она углубилась в психологию своих героев и показала, как справляются с социальной несправедливостью те, кто столкнулся с ней на собственном опыте и вынужден прозябать в постоянном страхе, будучи одиноким в толпе. Автор нашла лекарство от душевных ран, которым стали любовь, дружба, взаимное уважение. Писательница направила персонажей по пути борьбы с самими собой. И лишь потом дала возможность доказать, как заблуждаются те, кто считает их низшим сортом, порождениями Бездны, не достойными права жить.
Психологизм романа высок, но и это еще не все, что нужно, чтобы чтение было увлекательным. Фэнтези — это интрига, приключение и динамика. Поэтому о них писательница позаботилась особенно тщательно. Опираясь на социальную ситуацию в мире, оперируя своими знаниями в области психологии, определяющей поведение людей и их выбор, она придумала для героя профессию и научила его приспосабливаться к действительности. Морфа использует свои таланты — умение менять внешний облик и превращаться в других людей, чтобы выполнять сомнительные, иногда противозаконные задания. Ведь он не считает, что способен на большее и существует по принципу — не мы такие, жизнь такая. Можно ли рассчитывать на большее, если не видеть перед собой перспектив во враждебном мире, который его окружает?
Новая задача - и есть завязка сюжета. Нужно стать аристократом и отправиться в путешествие. Легко? В теории. Но зачем понадобилась подмена? Согласившись, герой становится частью политической многоходовки и превращается в пешку на шахматной доске, где фигуры лишь на первый взгляд движутся хаотично. На самом деле — никакого хаоса, лишь его видимость. Анюта Соколова продумала географию, политику, экономику, религию своей вселенной, что позволило фэнтезийный детектив и социальную аллегорию превратить в романтическую и шпионскую историю одновременно.
Результат на лицо.
Книга "Морфа" - это аттракцион, который щедро дарит адреналин и не скупится на важные мысли о собственном отношении к жизни. Она завораживает, затягивает и увлекает, наполняя кровь эндорфинами, а разум полезными выводами.