Фрэнсис Скотт Фицджеральд - настоящая звезда в области литературы и один из самых читаемых американских классиков. Он - герой своего времени, человек, в чьем творчестве отразилась целая эпоха с ее головокружительными взлетами и сокрушительными потерями.
По другую сторону океана дети знакомятся с книгами этого автора еще в школе, всесторонне разбирая их, как в России разбирают истории Тургенева, Чехова, Толстого, Достоевского. Наш читатель, как правило, начинает путешествие по Америке Фицджеральда с просмотра фильмов, таких как "Великий Гэтсби" с Леонардо ДиКаприо и "Загадочная история Бенджамина Баттона" с Брэдом Питтом. Уже сам факт того, что такие известные актеры приняли участие в экранизациях, говорит о многом.
Биография писателя впечатляет. Он был завсегдатаем светских тусовок и участвовал в огромном количестве светских раутов, больших и маленьких вечеринок, не раз становился героем публичных скандалов вместе со своей женой Зельдой. Именно она - его возлюбленная, муза и верная подруга по ночным приключениям, стала благословением и проклятием классика. Не будь Зельды, возможно, он так и не нашел бы своего вдохновения, не научился бы создавать идеальные образы роковых женщин, меняющих до неузнаваемости жизнь мужчины. Но насколько бы проще была его жизнь без этой дамы с флером безумия, которая вдохновляла супруга далеко не только на написание гениальных книг.
Первый успех к Фицджеральду пришел очень рано, что также не принесло ему счастья. Впоследствии он всегда был вынужден пытаться дотянуться до собственноручно установленной планки. И, казалось, весь мир мешал ему достичь этой высокой цели. Он писал много. Его перу принадлежат романы, прославившие его имя, прежде всего "Великий Гэтсби" и "Ночь нежна", множество рассказов, среди которых история Баттона лишь одна из многих, он сотрудничал с Голливудом, адаптируя для кино то, что написали другие. О чем еще можно мечтать? О том, чтобы начать говорить свое и так, чтобы тебя действительно слышали. И именно понимающих слушателей не хватало американскому классику, многие работы которого были забыты, а еще большее их число - не понято представителями "потерянного поколения", сформировавшего его личность.
Сталкиваясь с циничными реалиями литературы и кинематографа эпохи, переживая сильнейший творческий кризис в тридцатые, ознаменовавшиеся Великой Депрессией, пребывающий в стрессе из-за выходок и состояния любимой Зельды, Фицджеральд быстро утратил легкость, за которую его полюбила публика. Его истории стали более сложными, драматичными, что особенно хорошо видно по произведениям из сборника "Я за тебя умру". А он все отчаяннее стремился донести их до аудитории именно в таком виде, а не в многократно переделанном, как хотели редакторы. Ведь в каждом его творении скрывалась частичка собственной души, большинство образов в той или иной мере являлись автобиографичными, раскрывали личное отношение писателя к творчеству, женщине, современным ему реалиям, успеху, деньгам, самой жизни и смерти.
В то время как библиофилы более всего любят и ценят "Великого Гэтсби", книгу парадоксальную и разбивающую не только личные мечты автора, но и общепринятые представления о типичной американкой мечте, сам Фрэнсис всегда полгала, что его лучшим детищем является "Ночь нежная". Этот роман писался на протяжении десяти лет и стал жирной точкой, поставленной писателей под романтическими иллюзиями, которым он предавался в юные годы.
Творчество Фрэнсиса Скотта Фицджеральда - это литературная отражение дороги разочарований и боли, пройденной этим человеком, оставшимся в истории, как кутила и весельчак, гений и основатель уникального в заокеанской литературе феномена, известного экспертам под названием "век джаза". Его судьба была определена особенностями эпохи, скрывавшей мрачную реальность за блестящей мишурой, и непростой любовью к женщине. Она вобрала в себя романтику и драму, идиллические представления о жизни и мрачные краски смерти, ослепительное, подобно вспышке сверхновой звезды счастье, и страдание, похожие на глубокий омут, обещающий встречу с неизбежностью.