Быть писателем и взвешивать каждое слово

Быть писателем и взвешивать каждое слово

Вот и закончилась долгая, хмурая зима. Ей на смену пришла игривая, веселая, жизнерадостная весна. 22 марта, сразу после весеннего равноденствия, родилась современная писательница Татьяна Калашникова. Она подарила миру замечательные стихотворения, которые сочетают в себе глубокую эмоциональность, философичность и красоту описаний. Произведения Татьяны для детей - это уроки доброты и позитива. Среди них атмосферная и поучительная книга "История маленького мышонка".

В преддверии праздника корреспондент пресс-службы издательства "Союз писателей" побеседовал с Татьяной. В разговоре были подняты темы истоков творчества и предназначения писателя. Татьяна рассказала о своих любимых литераторах, поделилась с коллегами лайфхаками: как создать особое творческое настроение и организовать творческий процесс.

- Татьяна, какие бонусы даёт человеку писательство?
- В первую очередь, любая творческая работа позволяет человеку развивать свое мышление и эрудицию. А дальше, наверное, всё зависит от целей самого человека. Для кого-то это способ реализации, для кого-то — отдушина. А кто-то может поставить и другие цели. Не зависимо от них, писательство – это развитие.

- Чем творчество является лично для Вас? Какое место в жизни занимает?
- Вот уже на протяжении почти десяти лет творчество занимает почти половину моей жизни. Я постоянно нахожусь в каком-то поиске новых идей для стихов, интересных проектов, в которых можно принять участие. Пишу и публикуюсь на суд своих читателей. Иногда получаю ответочку в виде отзывов и благодарности.

- Откуда берутся идеи? Как Вы решаете, какую из них реализовывать, а какую ставить в покое?
- Идеи берутся из повседневной жизни. Иногда идёшь по хрустящему снегу, и хочется написать о зиме, посмотришь какой-нибудь фильм или сериал про трогательную любовь, и хочется писать об этом. Иногда идеи подсказывают сами проекты, в которых возникает желание поучаствовать. За примером далеко ходить не надо. Для нового выпуска альманаха «Современникъ», выпускаемым Интернациональным союзом писателей, в честь Екатерины II, я написала небольшое посвящение этой императрице.
Я никогда не берусь за большие идеи сразу. Мне нужно, как говорится, «переспать» с мыслями. Если через какое-то время идея кажется глупой, или я понимаю, что сейчас она мне не под силу, я отложу ее в долгий ящик. Если она забывается, значит не судьба ей воплотится в жизнь. Если периодически всплывает, значит заслуживает и сил, и внимание.

- Расскажите подробнее о процессе работы над литературным произведением. Как это происходит?
- Когда идея заслужила право на существование, я выбираю свободное от остальных дел время, сажусь и начинаю писать. В помощники себе беру электронные словари синонимов и ассоциаций, сайты для подбора рифм. Когда мысли заходят в ступор, я изучаю возможные рифмы к словам из предыдущей строчки. Иногда находятся невероятные идеи, иногда понимаешь, надо переписывать уже написанное.
Когда я заканчиваю материал, я откладываю его на время в сторону. Потом возвращаюсь, проверяю ритм, рифмы, что-то подправляю, редактирую. Когда понимаю, что произведение готово, обязательно отправлю на корректорскую и редакторскую правки. В начале своего творческого пути я публиковала очень сырой материал, сразу после написания. Перечитывая его сегодня, понимаю, я значительно продвинулась вперёд, стала более опытна. Я не очень, признаться, разбираюсь в тонкостях пунктуации, да и свежий взгляд независимого человека (корректора и редактора) способен значительно улучшить твоё произведение. Кстати, найти сегодня грамотного специалиста большая удача, но только после всего этого пути, я отправляю материал на конкурс или публикацию.

- В какой обстановке работается лучше всего? Есть какие-то лайфхаки по обустройству рабочего пространства от Татьяны Калашниковой?
- Тишина – это, наверное, основное условие для написания. Трудно сосредоточится на мыслях, когда кто-то ходит и громко разговаривает. Настроение – это второе обязательное условие. Если обстановка спокойная, но мысли не собираются в кучу, значит, стоит заняться чем-нибудь другим. И желательно, иметь под рукой интернет. В целом, наверное, всё.

- А что насчет настроения: есть ли способ создать правильное? И, вообще, правильное — это какое?
- Для меня, творческое настроение – это чувство, наверное, похожее на воодушевление работать. Наверное, можно провести аллегорию с садовником. Когда он выходит в свой сад, светит яркое солнышко, тепло, дует легкий прохладный ветерок, смывая жару и духоту, работает полив, и садовник аккуратно и заботливо начинает ухаживать за растениями. Разговаривает с ними, «мычит» себе под нос песенку. И все у него в руках спорится. Литературное настроение, примерно тоже самое. Когда твои мысли и силы на подъёме и все ладится.

- Опишите эмоции, которые Вы испытываете, когда история закончена. С чем бы Вы могли сравнить свои чувства в этот момент?
- По-разному. Но всегда в первую очередь, это облегчение, снятие определённого груза ответственности. Облегчение, что материал дописан. Потом это либо усталость, либо новая порция вдохновения. Я не всегда могу быть довольна написанным, слишком критична к себе. Но если третьим чувством возникает радость – я могу быть довольна результатом.

- Исходя из своих профессиональных взглядов на литературу и поставленных целей, кого из писателей классиков или современников Вы могли бы назвать эталоном? Почему?
- Для меня эталоном является Александр Пушкин. Этот писатель со мной с самого детства. Путеводной звездой стали сказки. Уже позже я достигла созвездий – стихов и поэм. Чем этот поэт привлекает – многогранностью своего творчества. Не у каждого можно найти почти абсолютно все темы: пейзажную, любовную, военную, гражданскую лирику, немного мистики. Но больше он умел писать для детей. А на это нужно особое мастерство. Поэтому любимый поэт и писатель с началом творческой деятельности стал учителем.
Много еще есть достойных примеров из золотого и серебряного века литературы. В поисках вдохновения я стараюсь читать разных поэтов или ищу мудрые и  интересные цитаты известных людей.
Из современников, я, наверное, не смогу кого-то назвать, потому что сейчас поэтов и писателей стало слишком много. Разглядеть по-настоящему талантливых в общей массе очень сложно. Да и к самому писательству сейчас относятся по-другому.
Хотя, пожалуй, можно назвать таких эталонов, как Джоан Роулинг, Дж. Р. Р. Толкин, К.С. Льюис. Почему они эталоны? Да потому, что они создали настоящий вселенные, в которые хотят возвращаться и дети, и взрослые. И в которых по-особенному раскрываются простые, но фундаментальные темы, например — добро и зло. У них нет абсолютно положительных и абсолютно отрицательных персонажей. Каждый человек сталкивается с теми или иными событиями, которые показывают многогранность человека. Да, может, авторы, которых я назвала, для кого-то немного спорны в сегодняшних реалиях, но в том, что они гениальны, не может быть сомнений.

- Какой посыл через свое творчество Вы хотите отправить во вселенную?
- Ну, про вселенную это сильно сказано. Мне хочется донести мысли обычным людям: о том, что красота существует в очень маленьких деталях, о том, что надо любить, а не относится к чувствам поверхностно, о том, что доброта должна побеждать и оставлять последнее слово за собой.
К сожалению, в современных реалиях, когда мужчины не хотят жениться, а предпочитают пользоваться услугами суррогатных матерей, когда молодые парни плюют на улице себе под ноги, когда на западе снова поднимает голову нацизм, хотя еще живы ветераны, защищавшие человечество от него еще семьдесят лет назад, эти темы как некогда актуальны. И те, кого могут услышать, должны напоминать людям о простых, но правильных вещах. Да, мир меняется совершенно естественным способом, но он не должен деградировать, а должен совершенствоваться для наших будущих поколений. К сожалению, сегодня этого  не происходит.

- Может ли писатель изменить мир или хотя бы отдельных людей в нем? Вы можете?
- Думаю, может. Из примеров можно привести тех писателей, которых я уже называла. К таким людям прислушиваются, за ними идут. И тут важно соблюсти баланс. В очень спорных вопросах лучше свое мнение оставить при себе, а если и давать ответ, то более многослойный. Чтобы не вызвать ненависть или не породить еще большее нагнетание ситуации. Но это, пожалуй, относится ко всем публичным людям. Если ты публичный человек, тебе следует взвешивать каждое слово.
Что же касается меня, то, наверное, я нахожусь в начале этого пути, потому что у меня не так много читателей и подписчиков. Но если кому-то нравится моё творчество, и оно наводит на какие-то позитивные мысли или советы, я рада. Значит я занимаюсь своим творчеством не зря.

- Вы правы. Главное, чтобы любой писатель нес ответственность за свои слова, а значит использовал свое влияние во благо и никогда во вред. Темноты очень много в мире, а вот света всегда не хватает. Если вы, как автор, включите свет хоть для кого-то или укажите путь к нему - это огромное достижение. Это возможно. Абсолютно точно.

Корреспондент пресс-службы издательства "Союз писателей"
Екатерина Кузнецова

 

Оставить комментарий

Подписка: 1

Литературный портал для писателей и читателей. Делимся информацией о новинках на книжном рынке, интервью с писателями, рецензии, критические статьи, а также предлагаем авторам площадку для размещения своего творчества!

Архивы

Интересно

Соцсети