Думаете, написать книгу трудно? Значит, вы еще не пробовали придумать для нее название! Казалось бы, всего каких-то несколько слов, но именно они определят, заинтересуется ли издатель произведением, купит ли его читатель. Потому что, как бы сильно нам ни хотелось иного, по обложке встречают.
Итак, вы собираетесь что-то написать. Первый совет - не начинайте с титла. Нет, конечно, вы можете придумать рабочее название - надо же как-то сохранить файл на компьютере. Но рассчитывать на то, что именно под таким именем мир узнает о вашем творчестве - не разумно. Только тогда, когда история готова полностью, имеет смысл всерьез спрашивать себя, как же вы назовете тот корабль, который отвезет вас к подножию литературного Олимпа.
Помните о том, что название книги должно быть:
- коротким (не более трех слов);
- простым;
- интуитивно понятным;
- оригинальным;
- ориентированным на целевую аудиторию;
- емким;
- отражающим суть произведения;
- красивым;
- интригующим;
- без спойлеров.
Как правило, авторы останавливают свой выбор на одном из трех вариантов. В результате названия большинства книг даются либо:
- по главной теме;
- по имени одно из героев;
- по важному для понимания темы символу.
Хорошей идеей будет меткая и необычная цитата из текста, которая подталкивает к восприятию сюжета, настраивает на одну волну с автором.
Прежде чем определиться, что будет написано на обложке, писателю рекомендуется:
1. В процессе работы над книгой выписывать на отдельный листок или вносить в специально созданный для этих целей файл все идеи, которые приходят в голову: отдельные слова, фразы, цитаты из текста или известных произведений классиков, что угодно, что потом можно будет использовать для генерации окончательного результата.
2. Посмотреть, какие названия носят бестселлеры, совпадающие с новинкой по жанру. Ни в коем случае нельзя, чтобы титл книги повторял или даже перекликался с ними. Но можно ориентировать на их стилистику, те эмоции и ассоциации, что они рождают.
3. Устроить мозговой штурм в компании бета-ридеров. Естественно, для этого придется привлечь друзей и родных, которым вы доверяете. Каждый человек по своему воспримет сюжет и будет высказывать мысли, непохожие на те, что появятся у других. Все может пригодиться. Возможно, именно кто-то из знакомых даст дельный совет, который и станет финальным вариантом названия.
4. Пообщаться с редактором, если рукопись уже принята к публикации, или со сторонним рецензентом-профессионалом, у которого можно заказать критический разбор текста, а заодно и попросить совета по названию. Плюсы того, чтобы спросить у специалиста, очевидны. В отличие от друзей, далеких от литературы, они разбираются в том, что хотят читатели. А ведь именно на читателей прежде всего должно быть рассчитано название.
5. Провести вдумчивый анализ всех вариантов, чтобы выбрать из них самое интригующее и в то же время ясное, оригинальное, но не шокирующее, отвечающее сути истории, но не дающее подсказки относительно сюжета, хорошо звучащее и симпатично выглядящее в напечатанном виде.
Выбор названия для книги - это квест, который по сложности и значению не уступает ее написанию. Помните об этом до того, как взять первую попавшую фразу и запихнуть ее на обложку. Возможно именно эти несколько слов определят судьбу новинки и направят вашу карьеру.