Любите книги, в которых профессионалы говорят об истории, превращая ее в остросюжетную литературу? Тогда вы, наверняка, читали романы Умберто Эко "Имя розы", "Маятник Фуко", "Остров накануне" и другие, поражаясь эрудиции этого автора, его знанию фактов и умению тасовать их по своему усмотрению, строя гипотезы и возводя карточные домики совершенно невероятных теорий из реальных и воображаемых событий, науки и философии. Произведения Эко не для тех, кто любит легкость. Они для думающего читателя, готового пройти по лабиринтам мысли литератора и в конце найти нечто совершенно новое, инновационное, шокирующее. Кому-то слог Умберто покажется слишком сложным, а половина слов непонятными. Но интеллектуал, ищущий пищи для ума, будет в восторге.
За всю жизнь Умберто Эко написал всего семь романов. "Имя розы", самый первый из них, мгновенно стал бестселлером и был экранизирован. Своим коллегам писатель давал всего несколько советов о том, как создать нечто действительно стоящее. Он говорил:
1. Готовьтесь. Не пишите с бухты-барахты. Собирайте материал, делайте карточки с фактами, составляйте диаграммы, продумывайте характеры, все документируйте. И неважно, если что-то потом не пригодится. Зато остальное будет связно, логично, полно и достоверно, даже если это всего лишь фантазия.
2. Ставьте ограничения. Не пишите больше объема, задуманного изначально, не лейте "воду", не затягивайте с финалом, помните о последовательности событий, не вынуждайте читателя скучать.
3. Следите за языком. Если история хорошо продумана, считал Эко, слова придут сами. Они будут отличаться в зависимости от жанра произведения, аудитории, которой оно адресовано. Важно, чтобы все было подобрано верно, в соответствии с поставленными целями. Согласитесь, если научную работу написать с иронией, это будет уже не научная работа. Да и любовный роман, в котором каждое второе слово непонятно читателю, не разбирающемуся в физике, едва ли найдет поклонников.
4. Подавайте свою историю интересно. Это актуально для любого жанра. Делясь своим опытом, Умберто Эко рассказывал журналистам о том, как защищал научную диссертацию. Он построил ее по нетипичному принципу, начав с ложных утверждений, потом перешел к гипотезам и лишь затем акцентировал внимание на фактах. Его оппонентом выступил некий Аугусто Гуццо, заявивший, что это не научная работа, а какой-то детектив. Позже этот же человек без единого изменения напечатал труд Умберто. Он, как и все, был заинтригован.
5. Исправляйте. Напечатать на компьютере можно что угодно именно потому, что потом легко это стереть и сделать все заново. Не забывайте, что для себя вы пишите только список покупок, а все остальное - для других людей, которые должны понять, проникнуться, заинтересоваться. Смотрите на свои тексты с этой точки зрения и думайте, как воспримут ваши слова другие. Плохо? Не очень хорошо? Сомневаетесь в ответе? Правьте, пока все сомнения не исчезнут.
Умберто Эко был очень хорошим ученым и прекрасным писателем. Он доказал на практике, что наука и литература - две стороны одной медали. Идти по его стопам очень непросто и, наверное, не всем захочется. Но взять на вооружение советы мастера можно, чтобы хотя бы попытаться поднять на ступень выше уровня графомана.