Гуинплен, или К истокам готэмского зла

Гуинплен, или К истокам готэмского зла

Когда мы говорим о классической литературе и пытаемся ее анализировать, рано или поздно мы упираемся в проблему поиска прототипов любимых или ненавистных героев. С упорством, подчас заслуживающим лучшего применения, поклонники пытаются понять, о ком же говорил писатель, когда сказал то или это. Кто из знакомых так его вдохновил, что он создал такое диво дивное и чудо чудное? И очень редко кому-то приходит в голову задуматься о том, что некоторые герои книг, конечно, самые популярные и яркие, сами однажды стали вдохновением и послужили прототипами для совсем иных, не менее культовых историй.

Вот, например, Гуинплен.

Каждый, кто увлекался творчеством Гюго и дал себе труд прочитать не только наиболее раскрученный роман автора «Собор Парижской Богоматери», знает, что это труднопроизносимое имя принадлежит главному герою произведения «Человек, который смеется». Кстати, оно неоднократно экранизировалось, а потому даже тот, кто читать не очень любит, мог встретить Гуинплена.

Если вы вдруг запамятовали, напомню. Гуинплен — это цирковой артист, лицо которого обезображено хирургически вырезанной улыбкой. Мальчик попал в цирк совсем маленьким, после того как был украден из дома родителей-аристократов странствующими компрачико́с — бандитами, похищавшими младенцев, уродовавшими их с помощью различных псевдомедицинских манипуляций и с выгодой продававшими потом любителям извращенных диковинок, коих водилось немало при дворцах королей, в особняках знати и даже в обители самого Папы Римского. Так вот, выражаясь современным языком, Гуинплен стал клоуном. Своей жуткой улыбкой он забавлял толпу. Был у него добрый наставник, была любимая девушка, слепая и никогда не видевшая его уродства. Но однажды он попал в высший свет, где привлек внимание очаровательной герцогини. Она заманила его в свои сети, чтобы потешить самолюбие и прослыть оригиналкой. Эта игра нравилась обоим, пока не выяснилось, что Гуинплен — наследник богатого рода и может сочетаться с красоткой браком. А вот этого-то она совсем не желала. В общем, остался Гуинплен у разбитого корыта, не хуже Пушкинского мужика. Финал истории, как Гюго любит, трагический.

В 1928 году книгу «Человек, который смеется» впервые экранизировали. Главную роль исполнил актер по имени Конрад Фейдт. Он был не просто убедителен в этой роли — он произвел фурор и оставил неизгладимое впечатление в душе кое-кого из авторов комиксов. Посмотрев на улыбку Гуинплена — Фейдта, те придумали... Джокера.

Не верите? А вы сравните описание Гюго, фотоснимки Конрада в образе и все последующие интерпретации Джокера, начиная от рисованной версии и заканчивая самыми современными киновоплощениями.

Оставить комментарий

Подписка: 1

Литературный портал для писателей и читателей. Делимся информацией о новинках на книжном рынке, интервью с писателями, рецензии, критические статьи, а также предлагаем авторам площадку для размещения своего творчества!

Архивы

Интересно

Соцсети