«Сияние»: от идеи до встречи с Кубриком

«Сияние»: от идеи до встречи с Кубриком

Никто не рождается знаменитостью. Путь от простого человека, имеющего увлечения и амбиции, до того, о ком говорит целый мир, долог и тернист. Не каждый, кто ступил на него, пройдет до конца или доберется хотя бы до середины. У одних не хватит сил, у других — желания, у третьих — времени. Но будут и единицы, которые покорят вершины и будут признаны массами.

Сегодня Стивен Кинг является одним из наиболее популярных писателей на планете. Его называют «королем ужасов», и этот титул более чем заслужен. Но было время, когда величайшие произведения современного классика еще не родились. Перенесемся в далекие семидесятые и попробуем подсмотреть, как шла работа над легендарным «Сиянием». Именно эта история прославила Кинга, правда, после экранизации ее Стэнли Кубриком. Кстати, автору она не понравилась, так как он посчитал, что режиссер неверно расставил акценты. Но мы сейчас ведем речь не о кино, а об оригинале.

Первыми книгами, которые написал и издал Кинг, были «Керри» и «Жребий Салема». Идеи для них родились в родном для автора Мэне. Он передал на страницах знакомую атмосферу, показал жизнь, какой видел ее вокруг себя с самого детства. Но если литератор хочет, чтобы его творчество было разнообразным, если он стремится к развитию, то должен экспериментировать. Только вот откуда взять вдохновение для инноваций? Кинг решил, что пора переезжать. Вместе с женой и двумя детьми он отправился в Колорадо и на целый год обосновался в городе Боулдере, где арендовал небольшой, но уютный дом. Выбор места был случайным. Писатель в прямом смысле слова тыкнул пальцем в карту Америки.

Однажды Стивен и его супруга решили немного отдохнуть от своих семейных обязанностей. Они оставили детей под надежным присмотром и совершили небольшое путешествие в туристическое местечко Эстес Парк. Оно располагалось недалеко от их нового жилища и идеально подходило для романтических выходных. Осмотрев достопримечательности, пара сняла номер в The Stanley Hotel. Этой гостинице предстояло очень скоро перевоплотиться в «Оверлук».

Так как приближалась зима, других туристов, кроме Кингов, здесь не было. Они получили ключи от номера 217 (именно в комнату 217 нельзя было ходить юному герою «Сияния», потому что там водились призраки) и отправились на ужин. Он проходил в весьма специфической обстановке. Ни одного посетителя. Зал наполнен оркестровой музыкой в записи. Кто читал роман, уже наверняка начал проводить параллели...

Ночью Кинг мучался бессонницей. Так как его супруга уже спала, он в одиночестве принялся бродить по пустым, довольно мрачным коридорам. Во время своей прогулки Стивен побеседовал с портье, поведавшим писателю о страшных снегопадах в окрестностях. Снега, по словам мужчины, там бывало так много, что отель до самой весны оказывался отрезан от цивилизации, а те, кто находился внутри, бывали заперты. Литератор познакомился с местным барменом Грайди, который внес свою лепту в коллекцию страшилок о гостинице. А еще автор «Сияния» узнал, что в его номере, том самом 217-ом, водятся призраки!

Вернувшись в кровать, Кинг был под впечатлением. Он никак не мог успокоиться и вполне ожидаемо увидел кошмар. За его сыном гнался... пожарный шланг. В ужасе открыв глаза, Стивен перевел дух и буквально за пару минут придумал сюжет, который искал с тех пор, как двенадцать лет назад прочитал книгу Рэя Брэдбери «Вельд». Тогда юный Кинг даже начал писать историю о человеке, обладающем паранормальными способностями и воплощающем свои страшные фантазии в реальности, но не сумел закончить, так как детали упорно не складывались. И вот все встало на свои места!

Несколько недель понадобилось, чтобы черновик «Сияния» был готов. А ведь в то время Кинг работал еще и над «Противостоянием». Чтобы писать в таком темпе, ему точно приходилось превышать норму в две тысячи слов в день. На страницах очень много автобиографических моментов. Отец семейства — это одновременно отец Стивена, который всегда испытывал трудности с деньгами и был вынужден браться за любую, даже самую неинтересную и неприятную работу, и сам писатель, имевший проблемы с алкоголем и наркотиками. Пика зависимостей он достиг как раз в середине семидесятых. По признанию литератора, психотропные вещества сделали его злым, заставили не раз срываться на близких и привели к частичной потере памяти: он до сих пор не может вспомнить, как трудился над некоторыми произведениями, ставшими бестселлерами.

Большая роль ребенка в сюжете не случайна. Она была определена ситуацией, произошедшей в семье автора. Однажды он очень сильно разозлился на своего сына, разрисовавшего лист рукописи, и чуть было не наговорил такого, о чем потом пожалел бы. Да, вслух плохих слов произнесено не было, но в сознании Кинга они прозвучали. И это стало звоночком. Отныне во многих историях автора фигурируют дети. Через такие эпизоды писатель отреагировал свои негативные эмоции, которые порой вызывали проступки наследников. Способ очень действенный. В действительности ему почти всегда удавалось обходить острые углы во взаимоотношениях с родными.

Главная идея «Сияния» в том, что Дэнни, устроивший ад в отрезанном от большого мира отеле, был неплохим, в сущности, человеком, который не умел контролировать гнев и много пил, а оттого часто срывался на близких. Лишь оказавшись в мистическом месте, он окончательно потерял голову, потому что отель, вобравший в себя много чужого горя и боли, влиял на него. Именно это, по мнению Кинга, не смог в своем фильме отразить Кубрик.
А как думаете вы, действительно ли фильм неправильно передал книжную историю?

Оставить комментарий

avatar

Литературный портал для писателей и читателей. Делимся информацией о новинках на книжном рынке, интервью с писателями, рецензии, критические статьи, а также предлагаем авторам площадку для размещения своего творчества!

Архивы

Интересно



Соцсети