Безумие Гогена в зеркале творчества Моэма

Безумие Гогена в зеркале творчества Моэма

Творческий человек — это диагноз, пусть он и не включен в МКБ (Международную статистическую классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем). Тот, кто испытал хоть раз неистовый прилив вдохновения, подобно наркоману, ищущему новую дозу, будет метаться по миру в надежде пережить это невероятное удовольствие снова. Он бросит все, забудет обо всех. Он будет признан безумцем и, вполне вероятно, кончит плохо. Но он добьется главного — создаст пусть всего один, но настоящий шедевр, даже если люди о том никогда не узнают.

Конечно, далеко не каждый человек, посвятивший себя искусству, теряет связь с реальностью. Не на всех одинаково действует наркотик — творчество. Самый высокий процент странностей зафиксирован среди истинных гениев, чьи имена бессмертны, а работы — вечны. В их числе был живописец Поль Гоген. Этот человек стал идейным вдохновителем другого талантливого деятеля — Сомерсета Моэма.

Писатель увлекался живописью и, в частности, творчеством Гогена. Заинтересовавшись биографией любимого мастера, Моэм так увлекся, что создал литературного персонажа, повторившего судьбу художника. Конечно, не без нюансов, но сходство налицо. О ком же идет речь?

Поклонники Сомерсета Моэма, конечно, читали книгу «Луна и грош». Главный герой истории — некий биржевой маклер Чарльз Стрикленд. Сперва кажется, что это типичный «маленький человек» — скучный и без амбиций. Но однажды все меняется. Он ощущает в себе тягу к творчеству, бросает семью и работу, начинает поиск своего гениального «я». Отныне все, что его интересует, — это живопись. Он пробует новые темы и мотивы. Неважно, что никто из коллег по ремеслу его не признает, а общество осуждает. Ему плевать. Он становится бродягой, который проявляет крайний цинизм в отношениях с людьми. Его не волнует чужое мнение и социальные нормы. Мораль и нравственность — пустой звук. Стрикленд — это его картины. Жизненный путь героя заканчивается на Таити, куда он приезжает однажды, чтобы вступить в брак с туземкой, обрести истинную свободу и создать настоящий шедевр. Стены хижины, расписанные им, великолепны. Но никто и никогда этого не удивит. Здание будет сожжено после гибели Стрикленда от проказы.

Гоген, детство которого прошло в Перу, был одержим путешествиями по дальним странам. В зрелом возрасте Поль, как и Стрикленд, оставил жену, бросил на произвол судьбы пятерых детей и занялся единственным, что было для него важно. Живописью. Он много общался с коллегами, которые, правда, хоть с оговорками, признавали его талант. Их влияние чувствуется в творчестве Гогена, который «заразился» от современных ему художников страстью к символизму, а у Лаваля и вовсе перенял любовь к японским мотивам. Поль искал вдохновение в разных уголках мира, пока не остановился на Таити. Там он создавал лучшие свои произведения, писал статьи и даже рассказы. Он продолжал познавать себя и совершенствовать грани своего мастерства вплоть до смерти от проказы. Его работы высоко ценятся сегодня, но слава пришла к Гогену уже после смерти, спустя три года после того, как великого живописца, поставившего жизнь на кон ради искусства, не стало.

Оставить комментарий

avatar

Литературный портал для писателей и читателей. Делимся информацией о новинках на книжном рынке, интервью с писателями, рецензии, критические статьи, а также предлагаем авторам площадку для размещения своего творчества!

Архивы

Интересно



Соцсети