19 Сен 2022
Украл ли Артур Конан Дойл «Собаку Баскервилей»?
В июне 1900 года корабль «Бритт» вез с англо-бурской войны доктора Дойла и корреспондента Флетчера. Мужчины, оказавшиеся запертыми на борту в обществе друг друга, не уклонялись от общения. Они много времени проводили вместе и вскоре подружились. Когда корабль причалил, их дружба продолжилась. В 1901 году приятели встретились в Норфолке, где планировали поиграть в гольф. Расслабляющая атмосфера, много бренди и разговоры по душам привели к рождению идеи о совместной книге. Флетчер рассказал приятелю несколько фольклорных историй о собаке-волкодаве, столь жестокой, что ей дали прозвище Черный Дьявол. И о сэре Ричарде Кейбле, умудрившемся продать душу дьяволу, за что последовала страшная расплата: на редкость молчаливые адские гончие, которые и не думали выть на луну, утащили его прямиком в ад.
Прошло немного времени, и Дойл посетил поместье Флетчера в Ипплтоне, где надеялся найти материал для новой книги. Друзья принялись бродить по болотам, проникаясь атмосферой для будущего ужастика, обсуждая его детали и вместе сочиняя буквально на ходу. Фамилия Баскервилей была заимствована у кучера семейства Робинсонов, который годы спустя и обвинил «отца» Шерлока Холмса в том, что его роль в работе над «Собакой Баскервилей» в лучшем случае ограничивается работой «литературного негра». Это утверждение ужасно возмутило сына Дойла, который написал разгромное письмо-опровержение. В нем не отрицалось, что автором идеи произведения был Флетчер Робинсон, но все остальное — дело рук и фантазии исключительно знаменитого писателя. Впрочем, что конкретно говорилось в том письме, едва ли удастся узнать, так как оно хранится в закрытом архиве.
Увы, обвинения настоящего Баскервиля в адрес Артура Конана Дойла не самое страшное. Были и куда более жуткие домыслы касательно взаимоотношений автора «Шерлока Холмса» с семьей Робинсонов. Например, именно Артура некоторые обвиняли в смерти товарища, случившейся через несколько лет после выхода произведения. Мол, он боялся, что Флетчер раскроет правду о том, кто в действительности все придумал, и потому отравил друга. А помогла Дойлу миссис Робинсон, якобы являвшаяся его любовницей и первой заявившая сразу после смерти мужа, на похороны которого даже не явилась, что тот умер не от тифа, как значилось в официальных бумагах, а от пищевого отравления. Но наличие романтической связи между писателем и этой женщиной крайне сомнительно. Пока Артур работал над «Собакой Баскервилей», его личная жизнь не стояла на месте. Напротив, она была и бурной, и тревожной. Мало того, что Дойлу приходилось ухаживать за больной туберкулезом супругой, так еще на горизонте появилась его новая любовь Джин Леки, которая в 1907 году сочеталась с писателем браком.
Поэтому не станем верить сплетням — это дело неблагодарное. Нужно понимать, что сам Дойл всегда подтверждал роль своего приятеля в создании «Собаки Баскервилей». Он рассказывал об этом в письмах матери и даже просил редактора поставить имя Робинсона на обложку. Последнего не произошло. В дебютном издании была лишь ссылка на то, что Флетчер внес существенный вклад в работу над произведением. Позже литератор будто бы забыл о размере этого вклада, но даже тогда продолжал говорить о том, кому обязан идеей шедевра.
Какова в действительности доля участия Флетчера, мы едва ли когда-то узнаем. Но очевидно, что если бы Дойл не привязал ужастик к условному «воскрешению» Шерлока Холмса, за семь лет до этого сброшенного Мориарти с вершины водопада прямиком в беснующуюся пучину, успеха бы не было. Историю, вероятно, просто забыли бы. А уж в том, что Шерлок Холмс — целиком и полностью заслуга Артура Конана Дойла, сомневаться не приходится.
|
Всего комментариев: 0 | |
[Юрий Терещенко]
То,