За свою жизнь великий русский классик Антон Павлович Чехов написал порядка девяти сотен произведений в разных стилях и жанрах. Каждое из них заслуживает детального разбора и внимательного отношения читателя. Сегодня поговорим о рассказе «О любви», который вошел в «маленькую трилогию» наряду с историями «Человек в футляре» и «Крыжовник». Эти работы автора объединяют герои, а главное, тема. Чехов стремился показать «жестокую бессмыслицу жизни» и одиночество человека.
Произведение «О любви» было написано и опубликовано на страницах «Русской мысли» в 1898 году, но сама идея пришла автору раньше. В его дневниках можно найти отдельные наработки начиная с 1895 года. Например, там присутствует описание Анны Луганович, впоследствии ставшей главной героиней истории, монолог Павла Алехина, грустные размышления с объятиями в вагоне поезда, которые могли стать основой для финальной сцены рассказа.
Считается, что Алехин — автобиографический образ. А его отношения с Луганович — зеркальное отражение десятилетнего романа Антона Павловича с мемуаристкой Лидией Авиловой. По крайней мере, некоторое сходство прослеживается. Например, Чехов тоже любил сельское хозяйство и с радостью занимался им в Мелихово, где жил во время написания произведения. Авилова, как и героиня книги, была замужем за человеком, к которому не испытывала ни любви, ни страсти, только уважение. Последнее служило надежным якорем и мешало ей оставить супруга. Чехов, кстати, тоже не горел желанием рвать отношения с женой, считая себя ответственным за семью.
Лидия подтверждала слухи о предыстории рассказа «О любви». В частности, она писала об этом в книге «А. П. Чехов в моей жизни». Авилова даже заявляла, что однажды литератор прислал ей письмо, где подписался «Алехин». Так ли это, доподлинно не известно, так как женщина сожгла послание. Примечательно, что позднее она пыталась его восстановить, придерживаясь стилистики классика и даже копируя его почерк. Не очень понятно, зачем это было нужно, разве что из тщеславия. Впрочем, какая разница, раз бумага снова была уничтожена? Поразмыслив, Авилова посчитала, что у потомков возникнет слишком много вопросов к такой подделке, и была права. Примечательно, что Мария Павловна, родная сестра Чехова, отрицала столь значимую роль Лидии в жизни брата. Однако было немало людей, проникшихся рассказами мемуаристки и веривших ей. К их числу принадлежал другой известный писатель Иван Бунин.
Изначально Чехов планировал продолжить свой цикл, но после выхода «О любви» впал в творческий кризис. Об этом он рассказывал в письмах брату Александру и все той же Авиловой. В итоге неприятное состояние удалось преодолеть. Но возвращаться к трилогии классик уже не стал.