Поп-будущее: как пессимисты видят завтра

Поп-будущее: как пессимисты видят завтра

Никому не дано заранее угадать, что готовит ему завтра. Но многие хотели бы хоть одним глазком заглянуть туда, за завесу времени. Неизвестность пугает даже больше правды, а это что-то да значит. Вот и фантазируют литераторы о том, чего пока нет. Тут-то и проявляются их истинные характеры. Пока одни грезят о космосе, покорении иных галактик и триумфальных победах над собственными пороками или врагами с альфы Центавра, другие идут по стопам Оруэлла и создают антиутопии. И есть среди них такие мрачные, что остается лишь диву даваться. Примечательно, что как раз эти книги и становятся популярными. Неужто именно такое будущее хотят люди?

Не будем ходить далеко за примерами. Вспомним пять наиболее раскрученных циклов в этом жанре антиутопий, которые за последние пятнадцать лет много обсуждали в сети, экранизировали, а в некоторых странах даже включали в школьные программы.

Какое же будущее обрело неоправданно широкую популярность?

Наиболее шокирующей историей в свое время была серия «Голодные игры», вышедшая из-под пера Сьюзен Коллинз. Она включает в себя три романа о мире после ядерной войны. Северная Америка, которая теперь зовется Панемом, разделена на двенадцать дистриктов, управляемых Капитолием. В последнем живут правящие классы. Чтобы держать остальных в повиновении, они оперируют людскими страхами. Поддерживать ужас позволяют те самые голодные игры. По двенадцать юношей и девушек каждый год выходят на арену и бьются насмерть. Все снимается на камеру и транслируется в прямом эфире. Кандидатов выбирает лотерея. Участвуют только подростки в возрасте от двенадцати до восемнадцати лет. Китнисс уже восемнадцать. И ее имя не вытянули. Но ее двенадцатилетней сестре не повезло. Чтобы спасти девочку, мисс Эвердин вызывается добровольцем. Она едет на игры вместе с сыном пекаря Питом Мелларком, который уже давно в нее влюблен. Молодые люди еще не знают, что выжить на играх не самое невозможное. Гораздо сложнее справиться с последствиями победы, буквально вырванной из лап Капитолия. Если, конечно, вырвать удастся. Впереди большая война. Она уже давно готовится в месте, которого вроде как и нет. И именно этой паре придется стать ее символом. Помимо собственно «Голодных игр», цикл имеет два продолжения: «И вспыхнет пламя» и «Сойка-пересмешница».

Не менее мрачной является история, которая написана Вероникой Рот и известна широкой публике как «Дивергент». Люди стали сломанными. Они живут в руинах больших городов за высоким забором, уверенные, что дальше не осталось ничего. Каждый в шестнадцать лет выбирает свою судьбу. Он проходит специальный тест, который выявляет его основное качество, и присоединяется к фракции, наиболее ему подходящей. Трис выросла у альтруистов. Но ее тест дал странный результат. Оказывается, она подходит нескольким фракциям. Это опасно и должно остаться в тайне. На церемонии выбора девушка решает присоединиться к «бесстрашию». Там она встречает инструктора по имени Фор. Вместе им придется противостоять привычному миру, когда назреет переворот. Трис узнает, что значит быть дивергентом, то есть иметь склонность к разным вещам. А потом судьба приведет ее за пределы города, где она выяснит правду о страшном, но необходимом эксперименте, участником которого являлась всю жизнь. Но столь ли необходимом? Это большой вопрос. Кажется, как раньше уже не будет, но и по-новому пока не становится. Борьба неизбежна? Значит, так тому и быть. Но враги сильны и непредсказуемы, а перспективы туманны. «Дивергент», «Инсургент» и «Эллигент» — три книги, над которыми придется поплакать.

«Бегущий в лабиринте» Джеймса Дэшнера — это снова мрачное предсказание (или пророчество?). Теперь уже войны ни при чем. Причина всех бед — эпидемия. Лишь немногие имеют природный иммунитет к страшной болезни, уничтожающей личность человека. Но Томас ни о чем таком не знает. Он просыпается в лифте, который везет его в странное место — Лабиринт, где живут такие же мальчишки, не имеющие прошлого. Их охраняют механические монстры. А вокруг гигантская стена. Они должны выбраться из ада, где заперты, не подозревая, что их мирок — это почти идиллия в сравнении с тем кошмаром, что творится снаружи. И спасение маловероятно. У бестселлера два продолжения: «Испытание огнем» и «Лекарство от смерти», а также приквел «Ордер на убийство».

«Делириум» — романтическая страшилка Лорен Оливер. Что будет, если люди придумают, как обходиться без чувств, и станут жить по плану? Мечта! Так решили некоторые взрослые. Они и изобрели особую операцию на мозге, которая делается подросткам, чтобы те лучше вписались в общество и не делали глупостей. Лина с нетерпением ждет своей очереди пройти процедуру, чтобы не стать как ее ненадежная мамаша, павшая жертвой любви и исчезнувшая в неизвестном направлении. Ну а пока девушка продолжает просто жить и капельку развлекаться напоследок. Тут-то на ее пути попадается особый парень. Он кажется безопасным, потому что имеет шрам от операции. Но на самом деле этот незнакомец — шпион из мира за чертой города, где энтузиасты ведут борьбу за эмоции. Голова Лины начинает кружиться, сердце пускается в пляс. Кажется, она пропала. Теперь для нее один путь — бежать, как когда-то ее мать. Но к чему это приведет? Вторая книга в цикле называется «Пандемониум». Завершает трилогию «Реквием». Но есть еще бонусные истории об отдельных персонажах и справочник по миру. Так полюбился читателям мир, из которого вырезали любовь!

И, наконец, самое далекое и страшное будущее. «Хроники хищных городов». Филип Рив придумал четыре истории о мире, которого нет и быть не может, но даже вообразить страшно. Тем не менее народ полюбил цикл, а Питер Джексон экранизировал лично. «Смертные машины», «Золото хищников», «Адские конструкции» и «Надвинувшаяся тьма» — вот этапы жизни изуродованной шрамом дикарки Эстер и Томаса, студента-историка из Лондона — крупного хищного города, бороздящего просторы опустевшей Евразии в поисках наживы, которую можно переработать и приспособить. Приходится постоянно вступать в схватки с другими городами. Но получить от боев можно все меньше. Ресурсы полностью исчерпаны. Вот и приходит в голову одному лондонскому деятелю пробраться за стену, где живут вольные народы бывшей Азии. Он разрабатывает оружие, способное привести к повторению давней и уже позабытой катастрофы. И это первый шаг на пути к хаосу...

Вот так. Ни капли радужных красок. Надежда если и есть, то призрачная. Финалы не вызывают улыбки. Но людям нравится, а потому антиутопии процветают. Наверное, на планете больше пессимистов, чем оптимистов...

Оставить комментарий

avatar

Литературный портал для писателей и читателей. Делимся информацией о новинках на книжном рынке, интервью с писателями, рецензии, критические статьи, а также предлагаем авторам площадку для размещения своего творчества!

Архивы

Интересно



Соцсети