Астрид Линдгрен: путь к Карлсону

Астрид Линдгрен: путь к Карлсону

Туристы, приезжающие в Стокгольм и заказывающие обзорную экскурсию, обязательно оказываются возле дома, на крыше которого жил Карлсон. Конечно, никакие толстенькие любители варенья, имеющие на спине пропеллеры, ныне там не водятся. Но поглядеть очень даже интересно. И сразу в голове всплывает вопрос: откуда же взялся легендарный литературный персонаж?

Астрид Линдгрен написала свою трилогию в пятидесятых. Первая книга вышла в 1955 году. К тому моменту автору было уже сорок восемь лет, она четырнадцать лет жила в Стокгольме, была замужем и, конечно, имела детей, для которых и придумывала разные истории. На ее счету было несколько значимых публикаций, в частности, уже появилась любимая на Западе сказка про Пеппи Длинныйчулок. Но Карлсон стал ничуть не менее знаменит, а если говорить об СССР и современном постсоветском пространстве, то и более.

Если у героя культового произведения и был какой-то реальный прототип, то о нем ничего не известно. Из слов самой писательницы, а также исследователей, изучивших ее творчество, можно сделать несколько выводов о процессе рождения идеи и создания книги. Во-первых, появлению Карлсона способствовало несколько разных обстоятельств из жизни автора. Во-вторых, образ героя сформировался не сразу, он выкристаллизовывался постепенно и по частям встречался в нескольких ранних сказках Линдгрен.

Карлсон — это воображаемый друг Малыша. Мальчик хоть и живет в благополучной семье, но не чувствует от родных понимания и ощущает себя одиноким. Собственно, в начале сюжета никто, кроме главного героя, чудо-мужичка с пропеллером за спиной не видит. Это уже позже Карлсон предстает во плоти и крови, чтобы познакомиться с родственниками юного товарища. Первоначально он просто скрашивает досуг паренька и помогает ему в борьбе с противной домоправительницей, между делом наполняя голову всяческими, не всегда безопасными придумками.

Сегодня психологи выделяют «синдром Карлсона», получивший название в честь литературного героя. О нем говорят, когда сталкиваются с ребенком, имеющим воображаемого друга. Но, конечно, во времена Астрид психология была развита не так, как сейчас. Малыш, который разговаривал сам с собой, вызывал недоумение или даже пугал. Не хватало ни реальных знаний, чтобы объяснить это явление, ни желания вникать в ситуацию. Дети воспринимались маленькими взрослыми и никак иначе. О психологическом благополучии мальчишек и девчонок думали мало. И это только начало меняться в годы, когда Астрид активно занималась творчеством. Концепция, согласно которой воспитание должно опираться на особенности психики малышей, только зарождалась. Линдгрен была ей очень увлечена. И это отразилось на ее работах.

Еще до культовой истории писательница выпустила в свет сказку «Крошка Нильс Карлсон». В ней впервые появилось имя, которое однажды превратится в легенду. Но сходство двух произведений на этом не заканчивается. В первой, мало известной русской публике истории ребенку помогает справиться с одиночеством домовой, который остается невидимым для остальных. Конечно, этот персонаж еще не такой колоритный, как его младший «брат» с пропеллером. Чуть позже Астрид придумала мистера Швабру. Он стал главным героем книги «Между светом и тьмой». Швабра уже умел летать и по праву может быть назван средним «братом» домового и Карлсона. Последний взял кое-что от двух предшествовавших его рождению литературных образов и был дополнен. В результате любитель варенья вышел более сложным, интересным, шкодливым и притягательным.

Пропеллер у Карлсона появился тоже не просто так. В пятидесятых мир активно увлекся авиашоу. Писательница считала себя горячей фанаткой таких представлений. Они ведь были еще в диковинку! Небо только начинали покорять, и Линдгрен, как и другие ее современники, мечтала познать его тайны. Карлсон делал фантазию реальностью. Еще один интересный момент — дом героя. Он находится на крыше. Так трансформировалась юношеская любовь Астрид к высоте. В свое время девочка обожала забираться на деревья, карнизы и крыши.

Некоторые исследователи полагают, что писательница вдохновилась супергероем О’Мэйли из комиксов, популярных в сороковые годы. Шведы данную гипотезу не любят, она разрушает их патриотические представления об известной соотечественнице. Однако нельзя отрицать, что четырехкрылый О’Мэйли имеет ряд общих черт с Карлсоном.
Вот так, шаг за шагом формировалась книжная личность, которая сегодня так же реальна, как любой человек. Пусть Карлсон всего лишь фантазия, зато какая яркая! И неважно, позаимствовала Линдгрен у кого-то идею образа или методом проб и ошибок изобрела сама. Значение имеет лишь то, что дети обожают своего друга с пропеллером и неизменной баночкой варенья.

Оставить комментарий

Подписка: 1

Литературный портал для писателей и читателей. Делимся информацией о новинках на книжном рынке, интервью с писателями, рецензии, критические статьи, а также предлагаем авторам площадку для размещения своего творчества!

Архивы

Интересно


Соцсети