А знаете ли вы о том, что многие эстрадные песни, которые становятся хитами, написали вовсе не для исполнителей? Некоторые из них являются стихами классиков, которые положили на музыку. Примером является композиция «Очарована, околдована», ставшая гимном для многих любовных историй, разворачивавшихся в двадцатом веке. Пели эту песню разные люди. Например, группа «Санкт-Петербург» и Александр Малинин. Слова принадлежат перу Николая Заболоцкого, человека, жившего в начале прошлого столетия и прославившегося своими стихами. Правда, в оригинале его самое известное и, как говорят эксперты, лучшее произведение называется «Признание». Оно было опубликовано в сборнике «Последняя любовь».
Казалось бы, такие трепетные строки о женщине могли принадлежать лишь мужчине, который всю жизнь боготворил представительниц прекрасного пола. А потому невольно возникает вопрос, как тот, кто запустил по стране крылатую фразу «курица — не птица, баба — не поэт», смог создать нечто столь волнующее. Между тем это так. Просто в юности, как и многие молодые люди, Николай был максималистом. Он считал себя женоненавистником и не сомневался, что Купидон никогда не сыграет с ним своей шутки. В те годы он являлся членом литературной группы ОБЭРИУ и не стеснялся в высказываниях. Одно из них, собственно, и приведено выше.
А потом все изменилось. Николай встретил Екатерину Клыкову, влюбился без памяти и женился. Отношения в семье были страстными, теплыми, душевными. Именно любовь и верность жены помогли Заболоцкому выстоять, когда в 1938 году его арестовали, судили и отправили в ГУЛАГ. Вышел оттуда он совершенно другим человеком. Он был сломлен и болен. Но Екатерина не оставила супруга. Она помогла ему встать на ноги, поддержала в самый трудный момент.
Несколько лет Николай восстанавливался, а потом начался самый плодотворный период в его творческой жизни, который, правда, чуть не стоил ему семьи. Заболоцкие поселились на даче у знакомых в Подмосковье, поэт взялся за перо и много писал. Его произведения оценили и критики, и публика. Почти все время он уделял работе, забыв о супруге, которая стала при нем домработницей. Малейший шум мог спровоцировать скандал, потому что мужчина мог творить только в тишине. Стоит ли удивляться, что нервы у Екатерины не выдержали, и в 1956 году она ушла от Николая к другому писателю — Василию Гроссману.
Для поэта это стало настоящим ударом. Он начал осознавать, что был неправ, но уже ничего не мог изменить. Все, что было ему по силам, — это писать свои лучшие лирические произведения. Так по очереди родились «Можжевеловый куст», «Гроза», «Голос в телефоне» и многие другие чудесные стихи.
На момент разрыва с Екатериной Николаю было уже пятьдесят четыре года. Не лучший возраст для новых начинаний и тем более романов. Однако он являлся натурой страстной, увлекающейся. Поэтому не приходится удивляться, что вскоре на его горизонте появилась Наталья Роскина. Девушке недавно исполнилось двадцать восемь лет, и она давно считала себя фанаткой Заболоцкого. Примечательно, что Наталья была очень похожа на Екатерину в молодости. В конечном итоге чувства к жене и любовнице в душе Николая перепутались, он уже и сам не мог сказать, кого любит сильнее. Своим обеим избранницам он посвятил произведение «Признание», вошедшее в завершенный в 1957 году цикл «Последняя любовь».
Публикация этого сборника круто поменяла жизнь поэта. Наталья оставила его, решив, что уже достаточно долго была Музой. А Екатерина, впечатленная и вдохновленная, бросила Гроссмана и вернулась домой. Увы, вновь обретенное счастье длилось недолго. Через несколько месяцев у Николая случился инфаркт, и сердце поэта остановилось.