Самая циничная книга в истории
Вы, возможно, слышали, как циничных и беспринципных людей, стремящихся добиться своих целей любой ценой и готовых идти по головам ради денег, власти и славы, называют Макиавелли. Имя средневекового итальянского политика Никколо Макиавелли уже пять столетий является нарицательным. Все дело в книге, которую он написал в далеком 1513 году. И даже в 2001 году, когда мир изменился до неузнаваемости, равно как и представления людей о морали и этике, Немецкое литературное общество назвало этот труд самым спорным за всю историю.
Тот, кто хоть немного разбирается в литературе, знает, что работа Никколо называется «Государь». Вернее, под таким названием ее сегодня знаем мы. Изначально автор озаглавил свое детище «О княжествах». Оно было посвящено Лоренцо Медичи, который сверг республику и захватил власть во Флоренции. Именно этот человек изгнал самого Макиавелли из солнечного богатого города, обвинив в заговоре. Это случилось ровно за год до «рождения» легендарного «Государя».
Трактаты о власти, конечно, писались не впервые. Такие книги создавались еще в Античности, но они всегда строились на постулатах классических представлений о добре и зле. Макиавелли же пошел другим путем. Он воспользовался принципами цинизма и объективности. Главный тезис книги сводится к тому, что для захвата власти допустимо все: любая жестокость, любое злодейство. Цель оправдывает средства. И никак иначе. Причем автор писал и о тирании, и о республике, намеренно не проводя моральной черты между ними.
Автор «Государя» видит несколько способов получить власть. Немаловажную роль играет удача. Доблесть он считает значимой. Но ставит ее на одну ступень с подлостью. Его высказывания всегда безэмоциональны. Он не позволяет себе ни малейших акцентуаций. О высоком или о низменном пишет Никколо, он остается абсолютно спокоен и уравновешен.
Книга Макиавелли была слишком откровенной. Ее не могли принять в средневековом обществе, существовавшем по строгим правилам и часто лицемерном. При жизни писатель так никогда и не увидел свою работу напечатанной. Впервые это случилось в 1532 году, то есть через пять лет после его смерти. А в 1546 году участники Тридентского собора сошлись во мнении, что «Государя» написал не кто иной, как дьявол. Спустя пятнадцать лет опубликовали «Индекс запрещенных книг», и «Государь» ожидаемо туда вошел.
Несмотря на такое отношение властей предержащих, простые люди признавали заслуги Никколо и соглашались с тем, что он говорил правду. В Сан-Кашано, где Макиавелли родился, сразу после его кончины в церкви Санта-Кроче установили символическое надгробие, которое увековечило память о флорентийском политике наряду с его бессмертным трудом.
До сих пор «Государь» вызывает споры. Однако в разные периоды истории многие личности, добившиеся серьезных высот, признавали, что руководствовались (конечно, не всеми!) принципами, озвученными Макиавелли.