Сейчас и раньше: сказки Евгения Вальса и судьба Вильгельма Гауфа

Сейчас и раньше: сказки Евгения Вальса и судьба Вильгельма Гауфа

Ноу-хау издательства «Союз писателей» является серия «Классное чтение». В рамках проекта публикуются сборники, в каждом из которых по два произведения. Одно написано классиком, другое — современником. В конце 2022 года свет увидела книга «Карлик Нос / Тайный ингредиент», о которой сейчас мы поговорим немного подробнее.

«Тайный ингредиент» — история Евгения Вальса, которого дети знают по книге «Похитители волшебной пыльцы». Это фэнтези о трех подростках, решивших нечестно исполнить свои желания. Они разжились пыльцой еловой феи, способной превращать мечты в реальность. Не задумываясь о правилах колдовства и даже толком не понимая, чего больше всего хотят, друзья взялись за волшбу и натворили больших дел. Все вокруг, в том числе они сами, стали монстрами. Чтобы исправить ситуацию, ребятам пришлось искать путь в Еловию и просить прощения у феи в надежде, что та им поможет.

Новая сказка Евгения снова о пыльце, ставшей для него своего рода фирменным знаком, и феях. Но теперь акценты другие. Главная героиня по имени Эва живет в королевстве, известном на весь мир своими поварами. Ее бабушка была одной из лучших в этом непростом мастерстве. И вот теперь внучка, решив пойти по стопам родственницы, принимает участие в конкурсе кулинаров. Эва страстно желает не ударить в грязь лицом и победить. Естественно, она планирует действовать честно, но слишком уж сомневается в своих силах. А тут ей попадается пыльца феи, которая и становится тайным ингредиентом ее блюда. Такой обман без последствий не остается. Что же дальше?

Но... не будем о будущем. Перенесемся ненадолго в прошлое.

Начинается сборник не с творчества Евгения Вальса, а с произведения, написанного два столетия назад. Это классическая история Вильгельма Гауфа «Карлик Нос». Эксперты считают, что это лучшее творение немецкого автора, который оставил в наследство потомкам множество волшебных сказок, целые романы и мемуары. Примечательно, что прожил он совсем недолго — всего двадцать четыре года. Неужто и правда за такое короткое время реально успеть сделать столь многое и вписать свое имя в века?

Вильгельм появился на свет в самом начале девятнадцатого века, а точнее, в 1802 году. Он рос в семье чиновника, который умер довольно рано, задолго до того, как сын стал взрослым. После смерти родителя Гауф проводил много времени с семьей матери. Он любил бывать в богатой библиотеке своего деда и читать собранные там книги. Образование Вильгельм получал в школе при монастыре, где всегда был на хорошем счету. Высокие оценки помогли ему без труда поступить в институт. Там он стал изучать философию и теологию. Денег не хватало, и молодой Гауф придумал способ их раздобыть. Он устроился учить детей из богатой семьи фон Хегелей. Ему удалось снискать любовь воспитанников и уважение родителей. В доме Хегелей он сделался практически родным, а потому, когда семья решила отправиться в путешествие по Европе, Гауф поехал тоже. Он своими глазами увидел Париж, Брюссель, Антверпен и другие красивые города. Это дало ему возможность расширить кругозор.

Для своих юных воспитанников Вильгельм и написал первые сказки. Ребята слушали их с интересом, подстегивая воображение наставника. Когда историй накопилось много, Гауф решил их издать. В 1826 году они вошли в «Альманах сказок января 1826 года для сыновей и дочерей знатных сословий» и тут же принесли известность автору. Кроме того, Вильгельм работал над романами. Они во многом были вдохновлены его любовью к творчеству Эрнста Теодора Амадея Гофмана и Вальтера Скотта. Перу Гауфа принадлежат книги «Мемуары сатаны», «Человек с Луны» и другие.

К сожалению, в 1827 году, на самом пике первой славы, Вильгельм подхватил брюшной тиф. В то время не было антибиотиков, болезнь считалась очень тяжелой. Хоть она не всегда приводила к гибели пациента, такое случалось часто. Писателю не повезло, он не сумел победить хворь. После него остались замечательные произведения, жена и двое дочерей-сирот.

Критики убеждены, что лучшей работой Гауфа является сказка «Карлик Нос», в которой противопоставляется внешнее и внутреннее. Лицо — ничто. Душа — все. В этом не сомневался молодой сказочник, впитавший в себя дух христианских добродетелей. Свою идею он передает читателям.

По сюжету произведения мальчик, торговавший овощами с матерью на рынке, оскорбил неприятную старуху, покупавшую у них капусту. Она и правда имела отвратительный нрав и была ужасно уродлива. А еще, как выяснилось, бабушка любила обижаться и умела колдовать. Она захотела отомстить пареньку, позвала его проводить ее до дома, чтобы помочь донести тяжелые кочаны, на пороге пригласила заглянуть на обед, накормила вкусным супом... Ребенок заснул, а когда очнулся, прошло уже семь лет. Но и это не самое страшное. Из милого мальчика он превратился в отвратительного карлика с огромным носом, которого не признали собственные родители. Его единственным спасением стал вновь обретенный талант к кулинарии. Герой устроился работать поваром на королевскую кухню, где ему предстояло найти специю, сделавшую его таким безобразным. Естественно, собственно поиск приправы не главное. Куда важнее сопутствующие обстоятельства, позволяющие персонажу раскрыться, а писателю — раскрыть свою мысль.

Оставить комментарий

avatar

Литературный портал для писателей и читателей. Делимся информацией о новинках на книжном рынке, интервью с писателями, рецензии, критические статьи, а также предлагаем авторам площадку для размещения своего творчества!

Архивы

Интересно



Соцсети