В далеком 2002 году, практически в другой реальности, где-то в Англии жила романтичная девушка Полин Сара Джо Мойес, которая написала свой первый роман «Счастливые шаги под дождем». Его опубликовали. На обложке поставили имя Джоджо Мойес, которое тогда никому ни о чем не говорило. Однако книга имела успех у публики, и вот уже в 2003 году было издано следующее произведение автора «Вилла “Аркадия”», а затем, два года спустя, поклонники получили сразу два подарка: «Где живет счастье» и «Корабль невест». Впоследствии так и повелось — по роману или два в год. А в 2016-ом на экраны вышел фильм по одной из историй Джоджо «До встречи с тобой». В нем сыграли Сэм Клафлин и Эмилия Кларк. Такой актерский состав просто обрек картину на успех.
Но вернемся назад, в начало тысячелетия, и обсудим те первые книги, а именно «Виллу “Аркадия”» и «Корабль невест». О чем они? Можно ли называть их просто любовными романами? С чего начала свою карьеру Джоджо Мойес, которая, как ныне всем известно, пишет о любви, но не только?
«Вилла “Аркадия”» — это книга с атмосферой старой Англии середины прошлого века, когда консерватизм уже постепенно становился историей, но еще не канул в Лету окончательно, отступив перед новыми и часто сомнительными трендами. Место, выбранное писательницей, романтично и красиво. Это маленький городок на берегу океана, где в роскошной вилле с довольно необычной для этих краев архитектурой поселилась богемная компания. Художники, актеры и прочий люд, который бывал в этом доме, никак не вписывались в уютную жизнь провинциального городка. Естественно, такие персонажи должны были обратить на себя внимание молодежи, и, в частности, двух юных девушек — дочки врача и ее подруги, временно проживавшей в их доме еще со времен войны. Эта история о любви, страсти, ревности, предательстве. О бунтарстве юности и разочарованиях зрелости. Обо всем, что наполняет жизнь в разные периоды и добавляет красок в каждый день. Нет, это не любовный роман. Это человеческая драма. Настоящее уравнение чувств, где очень много неизвестных.
Примечательно, что повествование ведется не только из прошлого и о прошлом. Оно перемежается с эпизодами настоящего, когда в те же края приехала мать с маленьким ребенком. Она должна превратить старую виллу в отель по заказу одного экстравагантного столичного ресторатора. Но выполнить задание непросто. Ребенок совсем маленький, а человек, на которого она полагалась и которого искренне любила, оказался не готов к бремени отцовства. Как эта современная драма связана с давними, уже откипевшими страстями? Это читатель понимает не сразу. Он пребывает в волнении, пытается связать все ниточки, чтобы получить единый узор, и у него не получается. Но наступит момент, когда дом с богатой историей, под крышей которого любили и ненавидели, надеялись и теряли, раскроет свои тайны. И многое удивит, ошеломит, вызовет трепет. Чем все закончится? Целых две истории любви ждут своего завершения. А между ними десятилетия...
Конечно, публика должна была оценить такую книгу. В ней огромное количество оттенков. Эмоции налетают, как шквалистый ветер, обнажающий нервы и очищающий разум от собственных проблем. Нет, не сегодня погружаться в повседневную рутину. Не тогда, когда роман еще не дочитан.
«Корабль невест» — совсем другое по духу произведение. Оно начинается в настоящем. Пожилая женщина с внучкой путешествуют по Индии и оказываются на кладбище старых кораблей. Дама видит остов одного военного судна времен Второй мировой и буквально проваливается в воспоминания, как это случилось со старенькой Роуз в фильме Джеймса Кэмерона «Титаник», когда она вновь оказалась на месте крушения лайнера. Но читатель далеко не сразу понимает, кто из юных героинь, спешащих из далекой Австралии в Англию, та самая бабушка. Потому что до поры Джоджо Мойес предпочитает держать ее имя в секрете, заставляя библиофила ломать голову над загадками.
Впрочем, ломает голову он недолго, ему просто не до того. Настоящее тает в его сознании, растворяется, как сахар в горячем чае. Он оказывается в конце сороковых. Война закончилась, и сотни, если не тысячи, девушек из Австралии должны были найти способ попасть в Старый Свет, где их ждали (или нет) женихи и мужья, найденные в лихие годы, когда солдаты квартировались на самом маленьком материке. Попасть на судно трудно. Круизные лайнеры закончились. И несколько невест, за которыми и предстоит следить читателю, вместе с другими подругами по несчастью оказываются на военном авианосце. Его перегоняют на родину, чтобы утилизировать. А бал там правит пожилой и очень суровый капитан.
Такое путешествие не может быть легким. Оно и не становится. Потому что там, где юные девы, почти забывшие лица любимых, и моряки, изголодавшиеся по ласке, живут бок о бок, может случиться всякое. Будут драмы, трагедии, комедии. Не все доплывут до конечной точки назначения. Кому-то суждено оступиться и совершить ошибку, которая отрежет путь к счастью. Кто-то получит неожиданный удар от человека, которому доверял. А у кого-то на душе большая тайна, и ее никому нельзя рассказывать.
Трогательно, загадочно, интригующе. Каждая история самостоятельная и могла бы лечь в основу отдельного романа. Крутых поворотов много. Любви еще больше. И это притом что большинство мужчин остается за кадром от начала и до конца, а чувства показываются исключительно через призму женского восприятия ситуации.
Джоджо Мойес знает, как говорить с читателем о том, что его растревожит и впечатлит, при этом избегая бульварщины и банальности. Удивительно, но она знала это даже на заре карьеры, в тот период, когда большинство авторов только ищут себя и свою нишу.