Тот, кто говорит, что писать хорошие книги со смыслом способен исключительно возрастной автор, забывает про классиков. Во времена, когда тем довелось родиться, до старости немногие доживали. Что уж говорить, не всем выдалось дотянуть хотя бы до зрелости. Писать начинали рано. И часто самые ранние работы литераторов становились наиболее любимыми у публики. Не был исключением из правила и Антон Павлович Чехов.
Известно, что Чехов посвятил свою жизнь медицине и был весьма достойным врачом. Однако в историю он вошел вовсе не в этом качестве. Писать он начал задолго до того, как выучился и принял первого пациента. Это произошло, когда восьмилетний Антон поступил в таганрогскую гимназию. Именно в стенах этого заведения родились его первые рассказы. Здесь же он взял себе псевдоним Антоша Чехонте. Еще много лет он будет им пользоваться, пока не поверит по-настоящему в свой талант.
Спустя годы, в 1885 году, когда классику исполнится двадцать пять лет, он напишет ироничное произведение «Лошадиная фамилия». Его до сих пор читают и знают люди. История вышла более чем содержательной и актуальной во все времена. На страницах автор хотел высмеять глупость и трусость, но не просто как плохие качества, а как качества недопустимые для представителей чиновничьего аппарата.
Главный герой — чиновник, который маялся от зубной боли. Сперва он испробовал народные методы, но те ожидаемо не помогли. Потом герой пригласил врача, который рекомендовал решить проблему радикально, то есть удалив больной зуб. Но мужчина испугался и отправил доктора восвояси. И, наконец, он прибег к совету своего недалекого приказчика, вспомнившего, что где-то в Саратове живет некий знахарь, женатый «на какой-то немке». Этот человек лечит даже на расстоянии! Надо ему лишь написать. Но вот беда: приказчик запамятовал фамилию. Кажется, она какая-то лошадиная. Все домочадцы стали предлагать варианты. Они вспомнили все, что знают о лошадях. Какие только идеи не приходили им в головы, но приказчик все качал головой и сокрушенно говорил: не то. Лишь на следующий день он сам вспомнил, когда увидел воочию то, от чего произошла пресловутая фамилия. Оказалось, знахарь был Овсов...
Чехов не просто объединил в своем рассказе личное отношение к чиновникам, что на протяжении веков являлось излюбленной темой литераторов, и медицинский опыт, что частенько наблюдается в творчестве врачей. Он фактически пересказал, только иными словами и с деталями, анекдот, услышанный чуть ранее. Там речь шла о том, как люди вспоминали «птичью» фамилию — Вербицкий. Птицы ведь сидят на ветках вербы, равно как и лошади кушают овес.
История Чехова веселит и запоминается. Но она же заставляет думать и учиться на чужих ошибках. Собственно, в том и прелесть классики, ее истинное предназначение.