Что щекочет нервы больше всего? Нет, не мужик с бензопилой, бегающий по городу. Не толпы зомби, выбирающихся из-под земли и шипящих полусгнившими челюстями: «Мозги! Мозги!» Не вампиры, притаившиеся в школьных коридорах. И не оборотни, воющие на луну. Неважно, каков сюжет. Он будет щекотать нервы только в том случае, если на страницах будет место для неизвестности. Поэтому совершенно не обязательно придумывать гротескные ужасы и поражать свою аудиторию жестокостью. Создайте напряжение, и читатель вас полюбит!
Триллер подразумевает именно это. Неизвестность + напряжение, и это очень модный жанр в наши дни. В некоторых рейтингах ему даже удается потеснить любовные романы, фэнтези и детективы. Ну, хотя бы что-то одно из этого. А это показатель.
Лиана Мориарти написала вроде бы женскую драму, которая по определению никому ничего щекотать не должна была. Но ее «Большая маленькая ложь» разорвала границы этого жанра. Писательница не удержалась и добавила немного детектива. А потом подумала еще и выстроила сюжет таким образом, что мелкие волоски на теле встали дыбом. И главной героиней своей истории в итоге она сделала вовсе не Мадлен, Селесту или Джей, а Неизвестность. Именно эта дама в непроницаемой вуали остается с читателем с начала и почти до самого конца.
Повествование идет из двух времен: настоящего, когда нечто (что именно, неизвестно) уже произошло, и прошлого, когда случались события, подготовившие почву для происшествия. В настоящем — только диалоги разных людей с полицией. Короткие вопросы, неоднозначные ответы. Они путают, ни капли не проливают свет на ситуацию. Дают подсказки и тут же их опровергают. Заставляют судить да рядить. Хочется выпить чашечку кофе и погадать на кофейной гуще. Вдруг удастся выяснить правду? Что стряслось, и кто виноват?
В прошлом, наоборот, все очень подробно. Эмоции, переживания. Но личности героинь и драма каждой из них открываются не сразу. Иначе Неизвестность исчезла бы, растворилась в воздухе и любой догадался бы, о чем молчит автор. В триллерах так дела не делаются.
Напряжение сперва нарастает медленно, как волна в погожий день набегает на берег, неторопливо, шипя пузырьками воздуха, маня какой-то нерассказанной тайной. А потом события срываются с места в карьер. Мирная волна превращается в цунами и накрывает с головой. Когда вода вновь уходит от берега, остается подсчитывать потери и смотреть, кто же в остатке, а кого мы недосчитались. Почему? К тому моменту читатель уже знает. Но кто в итоге виноват?.. Для этого мало способности к дедукции.
Конечно, Лиана Мориарти не самый большой мастер в мире по части создания интриг. Но она очень неплохо справляется с этой задачей. После прочтения «Большой маленькой лжи» непроизвольно резко выдыхаешь, будто одним махом разрубаешь какой-то узел. Но щекотка где-то в груди не проходит еще довольно долго.