Накануне лета хочется наполниться солнечным светом и зарядиться настроением, подходящим для нового сезона. Сделать это помогут книги. Особое внимание стоит уделить поэзии, хранящей неразбавленные эмоции авторов. Лучшие стихи родились из созерцания красоты окружающего мира и перемешались с теми чувствами, что талантливый человек испытывал в моменте. Погрузиться в летнюю атмосферу позволит, например, произведение Александра Блока, которое так и называется — «Летний вечер».
Оно было написано в декабре 1898 года. Восемнадцатилетний поэт, тогда еще студент, ностальгировал по жаркой поре, которую провел в подмосковном имении матери, расположенном в Шахматово. Там он любовался пейзажами и наблюдал за крестьянской жизнью, вдохновлялся природой и писал простые, открытые стихи, так непохожие на его более позднее, зрелое творчество, проникнутое идеями символизма. Особенно юношу завораживали рассветы и закаты. А еще именно тем летом Александр встретил свою будущую супругу Любовь Менделееву.
Воспоминания о летних днях, полных тревог и волнений, свойственных молодости, тревожили Блока суровыми зимними вечерами. Они-то и стали основой для стихотворения, которое сегодня входит в золотую коллекцию его сочинений. «Летний вечер» содержит три строфы. Сперва поэт говорит о последних солнечных лучах. Они лежат на сжатой ниве и траве. Потом переходит к описанию тихой вечерней рощи, где все уже замерло и приготовилось ко сну. Тут появляется образ луны — один из наиболее значимых в этом произведении. «Над рощей — красный диск луны». Ее цвет не случаен, он не просто радует глаз, а вбирает в себя переживания, которые терзают автора. С помощью описания этой луны Блок как бы говорит, что все пройдет, день сменит ночь и с ее наступлением волнения улягутся. И наконец, третья строфа — это призыв слиться с природой и найти покой в этом слиянии. В конце стихотворения Александр пишет: «Умчись без цели на коне // В туман и в луговые дали...» Фраза очень важная. Она является предтечей будущей любви поэта к символизму. Нет, он пока еще не унесся полностью в мир фантазий, но его конь из «Летнего вечера» уже определил направление и несется в мир образов и грез, где Блок проведет большую часть своей взрослой творческой жизни.
Стихотворение, о котором сейчас идет речь, довольно простое. Но в нем скрыто намного больше, чем описания вида, понравившегося автору. Его разбор позволяет увидеть и душевное состояние Блока в тот момент, и зачатки его будущей поэтической склонности. Ну а для читателя, который не испытывает желания анализировать, оно банально создает атмосферу. Ту самую, которой так хочется окружить себя, когда лето уже на пороге.