Полулюди-полузмеи, или Наги в индийском фольклоре

Полулюди-полузмеи, или Наги в индийском фольклоре

В современном фэнтези собран целый бестиарий. Некоторые читатели, никогда не интересовавшиеся мифологией, наивно полагают, что авторы сами придумали своих монстров. Но тот, кто знаком с основами физики, понимает: ничто не берется из ниоткуда и не уходит в никуда. Ученые называют это законом сохранения энергии. Согласно ему все, что когда-либо придумывал человек, где-то и когда-то уже существовало, имело некую основу, которая потом трансформировалась и обрела новые свойства. Если же вернуться к современным фантастам, то им и вовсе не нужно смотреть на комара и изобретать вампира. Он, как и множество других созданий, давно есть в фольклоре. Именно фольклор — основа любого фэнтези. Просто одни литераторы остаются ближе к оригиналу, другие, стараясь быть оригинальными, уходят от него довольно далеко.

Любовь людей к разным существам не одинакова. В то время как те же вампиры встречаются с завидной регулярностью в рассказах, повестях, романах и даже стихах, другие «твари» остаются за кадром. Например, наги, пришедшие к нам из Индии и тесно связанные с буддизмом, вовсе не на слуху. Не так уж часто они попадаются в литературе, а потому не все смогут с ходу ответить: а кто это, собственно, такие?

Нагами называют змей, способных обращаться в людей. В «Руководстве по индийскому буддизму» говорится, что в своей истинной, то есть змеиной, форме наги напоминают плывущие по небу облака. Они обитают под землей, на большой глубине. Их дом — роскошные дворцы, каких не сыскать на поверхности. Сам Будда особенно выделял нагов. Представители секты Большого Колеса уверены, что Будда, проповедовавший в том числе для высших, написал для них тайный завет. Один отправил на небеса, а другой спрятал во дворцах нагов. Есть даже легенда, согласно которой царь Ашока, решивший разрушить старинную пагоду возле живописного озера и возвести на ее месте более величественную, увидел брахмана, который оказался нагом, обреченным быть змеем за совершенные грехи и мечтающим об искуплении, а потому живущим по законам Будды. Наг провел царя внутрь пагоды и предложил разрушить ее, если тот уверен, что в состоянии сделать что-то лучше. Но стоило Ашоку взглянуть на ритуальные сосуды, которые тут хранились, как он передумал. Ибо не умели простые смертные делать ничего подобного. А если не человек, то кто был мастером? Так теория о тайном завете Будды связывается с божественным.

Есть упоминание о нагах и в одной из книг «Махабхараты». Там приводится такая легенда. Арджуна, сын царицы Кунти и Индры, один из братьев Пандавов, встречает царевну нагов Улупи, которая проникается к нему страстью. Но Арджуна, давший обет целомудрия, отказывает ей. Тогда нага напоминает, что он также должен помогать страждущим и несчастным. Тогда молодой человек соглашается провести одну ночь со своей соблазнительницей.

Считается, что Будда встречался с нагами и обратил их в свою веру. Согласно индийскому фольклору как-то раз семиглавый наг обвил тело Будды и укрыл от дождя своими головами. Позже он принял новую религию.

Вероятно, для авторов с западной философией наги слишком неоднозначны и не до конца понятны. А подавляющее большинство фэнтези, которое есть на нашем рынке, имеет именно западный уклон. Оттого кругом одни вампиры, эльфы и гномы.

Оставить комментарий

avatar

Литературный портал для писателей и читателей. Делимся информацией о новинках на книжном рынке, интервью с писателями, рецензии, критические статьи, а также предлагаем авторам площадку для размещения своего творчества!

Архивы

Интересно



Соцсети