Западная литература с русским колоритом и на позитивной ноте без демонизации всего нашего? Неожиданно, необычно, удивительно, но возможно. Это доказала Ли Бардуго, автор серии книг «Гришаверс». Возможно, проект знаком вам под киноназванием «Тень и кость». Этот сериал снят по мотивам сразу нескольких произведений Ли.
Как уже было сказано, главная фишка для отечественного читателя тут в колорите. Мир, в который он переносится, вымышленный. Но все в нем имеет наши корни, начиная от названий локаций (например, страна, за которую борются герои, зовется Равкой, в ней есть город Новокрибирск, и это не единичные случаи), имен героев (Михаил, Александр и прочие Феди встречаются буквально повсеместно) и продолжая антуражем. Здесь можно увидеть луковичные купола дворцов, позолоту, определенные мотивы описываемых орнаментов, декора помещений, костюмов. Да много чего. Нет ни малейшего сомнения в том, где писательница черпала вдохновение.
О чем же сюжет? Равку, раздираемую бесконечными войнами с соседями и внутренними интригами, цветущими буйным цветом при власти слабого короля, поперек прочертил каньон. Он наполнен Тьмой и жуткими тварями, что делает положение страны еще более плачевным. Государство, находящееся на вечном военном положении, имеет обычную армию солдат, состоящую из набранных по мобилизации юношей и девушек, а также особое воинство гришей — магов, чье существование в других странах является незаконным. Во главе колдунов, образующих кланы в зависимости от преобладающего таланта, стоит некий генерал Дарклинг, управляющий неимоверной силой. Алина Старкова — главная героиня и просто воин. Но внезапно, когда ей пришлось пройти через каньон и друг ее детства, единственный возлюбленный, попал в беду и чуть не погиб от когтей местного монстра, в девушке проснулась доселе подавляемая мощь. Она умеет призывать солнце и может навсегда покончить с каньоном, усилив позиции Равки и дав ей преимущество в любой войне. Естественно, Алина — желанная добыча для одних, враг для других, союзница для третьих. И все против ее воли.
В книге есть канонический злодей, образ которого вырисовывается сразу, но за фасадом одного из участников любовного треугольника нелегко разглядеть его истинный лик. В наличии древняя тайна. Путь к ней — это лабиринт, проходя через который герои многое и многих потеряют. На страницах поется ода дружбе и человеческому героизму. Много внимания уделяется любви, которая способна и спасать, и сокрушать. Она предстает в разных видах, что делает повествование более насыщенным. И, конечно, захватывает и увлекает авантюрный дух, присущий некоторым персонажам.
Но не стоит думать, будто эта история только об Алине и ее мужчинах. Она о многих людях. Среди них принцы и короли, мудрые ведьмы и уличные воры, талантливые стрелки и ловкие гимнастки, отчаянные воители и странноватые ученые. По сути, об Алине только первые три произведения, а всего их семь, плюс финал открытый. Он может значить как очередное многоточие, так и точку с посылом: «жизнь продолжается, приключения не заканчиваются, но все будет просто отлично, вы верьте и фантазируйте». Так или иначе, в остальных книгах свои герои, приключения, драмы. И трудно сказать наверняка, чья линия красивее: Алины и Мала, Инеж и Каза, Николая и Зои или какая-то из второстепенных, не столь знаковых для сюжета.
«Гришаверс» — цикл невероятно детализированный и продуманный. В нем есть география, политика, экономика, культура и традиции. Это не исключительно романтика или боевка. И даже не микс этих двух компонентов. Это намного больше, запутаннее, интереснее, непредсказуемее. И, да, с русским колоритом от и до. Иногда кажется, что автору удается выйти за границы своей ментальности и отчасти приобщиться к нашей. Правда, отчасти — ключевое слово.