Какого зверя Роулинг посадила охранять философский камень?

Какого зверя Роулинг посадила охранять философский камень?

Помните «очаровательного песика» Пушка, которого Хагрид, экстравагантный лесник при Школе Чародейства и Волшебства Хогвартс, по просьбе директора Дамблдора посадил охранять философский камень, дарующий бессмертие? Этот «милый монстрик» был черный, как ночь, имел гигантские размеры, три головы и очень острые когти. Лаял он жутко. Зубы его наводили ужас. Из пасти капала слюна. Никакие цепи не могли удержать такое создание. Только песнь флейты усыпляла, позволяя пройти туда, куда вход был закрыт.
Как и в случае с большинством своих монстров, здесь Джоан Роулинг почти ничего не придумала. Разве что совершила небольшой апгрейд мистической твари. В подновленном, осовремененном варианте старый добрый Цербер, которого некогда Геракл вытащил на свет, совершив один из своих подвигов, вполне вписывался в концепцию фэнтези. Пугающе? Да. Но настолько неправдоподобно, что почти не страшно.

Между тем в древности люди боялись эту инфернальную сущность, которая охраняла вход в ад. А у страха глаза велики. Потому не стоит удивляться, что в Геосидовой «Теогонии» этот зверь имел аж пятьдесят голов. Но впоследствии, видимо, для удобства представления, их количество сильно поредело. У Вергилия, Овидия, Батлера у «Пушка» уже всего три головы, но все одинаково отвратительные. А Данте, который любил сгущать краски, и вовсе помножил первоначальную инфернальность монстра на десять, добавив тому человеческие черты. Привратник, поджидающий мертвых возле адских врат, по мнению флорентийца, имел человеческие черты, нечесаную бороду и огромные когти. Это темное существо мастерски умело орудовать плетями, раздирая в клочья бедные души. При этом оно скалилось жуткими зубами и лаяло, будто пес.

Английский литератор Захария Грей, ознакомившись с «Гудибрасой», оставил в комментариях свои соображения о том, кто такой Цербер и что он символизирует. Три головы — три времени. То есть тварь воплощает одновременно прошлое, настоящее и будущее, являясь символом Времени в целом. Оно прожорливо и беспощадно, как бешеный пес, уничтожает все на своем пути. Тот факт, что в древней мифологии Геракл сумел одолеть Цербера-Время, свидетельствует о том, что настоящий подвиг бессмертен. Он — то единственное, над чем Время не имеет власти.

Пес, оберегающий дом мертвых, встречается в разных культурах. В самых старых текстах, которые доступны для изучения сегодня, у него змеиный хвост, которым он встречает вновь прибывших. Уже позже зверь повернулся к мертвецам лицом, чтобы кусать их. Родственники, желавшие умилостивить монстра и обеспечить усопшему безболезненный проход в царство мертвых, клали к нему в гроб, нет, не флейту, а сладкие пряники. Брахманский Яма, бог смерти, также имел свою стаю псов. У них было по четыре глаза. В скандинавской мифологии дом мертвых сторожил Гарм, готовый в любой момент вступить в самую последнюю битву, когда, согласно пророчеству, адские волки проглотят и луну, и солнце.

Если вы интересуетесь мифологией, то знаете, что уникальных монстров не бывает. Любой из них встречается во множестве стран, просто выглядит капельку иначе в зависимости от «места рождения». Цербер не стал исключением из этого правила. И уж точно Пушок не был первым в своем роде.

Оставить комментарий

avatar

Литературный портал для писателей и читателей. Делимся информацией о новинках на книжном рынке, интервью с писателями, рецензии, критические статьи, а также предлагаем авторам площадку для размещения своего творчества!

Архивы

Интересно



Соцсети