26 Май 2023
Какого зверя Роулинг посадила охранять философский камень?
Как и в случае с большинством своих монстров, здесь Джоан Роулинг почти ничего не придумала. Разве что совершила небольшой апгрейд мистической твари. В подновленном, осовремененном варианте старый добрый Цербер, которого некогда Геракл вытащил на свет, совершив один из своих подвигов, вполне вписывался в концепцию фэнтези. Пугающе? Да. Но настолько неправдоподобно, что почти не страшно.
Между тем в древности люди боялись эту инфернальную сущность, которая охраняла вход в ад. А у страха глаза велики. Потому не стоит удивляться, что в Геосидовой «Теогонии» этот зверь имел аж пятьдесят голов. Но впоследствии, видимо, для удобства представления, их количество сильно поредело. У Вергилия, Овидия, Батлера у «Пушка» уже всего три головы, но все одинаково отвратительные. А Данте, который любил сгущать краски, и вовсе помножил первоначальную инфернальность монстра на десять, добавив тому человеческие черты. Привратник, поджидающий мертвых возле адских врат, по мнению флорентийца, имел человеческие черты, нечесаную бороду и огромные когти. Это темное существо мастерски умело орудовать плетями, раздирая в клочья бедные души. При этом оно скалилось жуткими зубами и лаяло, будто пес.
Английский литератор Захария Грей, ознакомившись с «Гудибрасой», оставил в комментариях свои соображения о том, кто такой Цербер и что он символизирует. Три головы — три времени. То есть тварь воплощает одновременно прошлое, настоящее и будущее, являясь символом Времени в целом. Оно прожорливо и беспощадно, как бешеный пес, уничтожает все на своем пути. Тот факт, что в древней мифологии Геракл сумел одолеть Цербера-Время, свидетельствует о том, что настоящий подвиг бессмертен. Он — то единственное, над чем Время не имеет власти.
Пес, оберегающий дом мертвых, встречается в разных культурах. В самых старых текстах, которые доступны для изучения сегодня, у него змеиный хвост, которым он встречает вновь прибывших. Уже позже зверь повернулся к мертвецам лицом, чтобы кусать их. Родственники, желавшие умилостивить монстра и обеспечить усопшему безболезненный проход в царство мертвых, клали к нему в гроб, нет, не флейту, а сладкие пряники. Брахманский Яма, бог смерти, также имел свою стаю псов. У них было по четыре глаза. В скандинавской мифологии дом мертвых сторожил Гарм, готовый в любой момент вступить в самую последнюю битву, когда, согласно пророчеству, адские волки проглотят и луну, и солнце.
Если вы интересуетесь мифологией, то знаете, что уникальных монстров не бывает. Любой из них встречается во множестве стран, просто выглядит капельку иначе в зависимости от «места рождения». Цербер не стал исключением из этого правила. И уж точно Пушок не был первым в своем роде.
|
Всего комментариев: 0 | |