Если вы привыкли к литературе легкой, на страницах которой автор заигрывает с читателем, без конца шутит, пытаясь поразить его остроумием, выражается исключительно простыми словами и любит современные речевые обороты, никогда не читайте Умберто Эко.
Этот писатель, начавший свою творческую карьеру еще в восьмидесятых, был воспитан на классике и сам стал одним из числа наиболее эрудированных и интересных литераторов своего столетия. Он, подобно мастерам прошлого, любил головоломки, психологические драмы, внутренние конфликты, философские интермедии, лишь условно связанные с основной динамичной линией. Свои мысли, которые порой совсем не линейны, он выражал через длинные предложения и неочевидные речевые обороты, при этом используя большое количество знаков препинания. Но главное не форма, а суть его книг. Хоть и считается, что они принадлежат к развлекательным жанрам, читатель едва ли будет именно развлекаться, знакомясь с сюжетами. Для этого тут слишком много исторической правды без лакированных прикрас. Средневековье показано с такими деталями, о каких не говорят в школе. Это шокирует и подчас пугает. Литератор делает отсылки к разным наукам, что не облегчает восприятие. Он очень любит философию и социологию, причем применительно к разным эпохам с их особенностями. Это путает, заставляет думать. А если говорить о его первом романе «Имя розы», то нельзя умолчать о значении теологии для его понимания. Именно теологические споры без конца ведут герои, которые являются... монахами.
Казалось бы, что интересного может происходить в средневековом монастыре, находящемся на отшибе? Да, там очень амбициозный аббат, в подвалах хранится куча реликвий, как настоящих, так и поддельных, а библиотека, ставшая главной локацией в книге, и вовсе считается одной из самых больших в мире. Но! Это все еще горный монастырь. И это совсем не место для приключений.
Уверены?
Умберто Эко очень быстро покончит с такими иллюзиями и объяснит, что жизнь у монахов кипит и бурлит. За каменными стенами решаются судьбы государей, плетутся политические интриги, строятся козни, ловятся ведьмы. А еще там у каждого есть тайна, порой случаются романы и происходят... убийства. Именно вокруг последних строится детектив. Бывший инквизитор вместе с юным послушником, исполняющим роль писца, приезжает в монастырь, чтобы помочь своему ордену решить спор с папскими легатами, присланными из Авиньона. До приезда делегаций осталось не так много времени, а в обители начинаются странности, способные перечеркнуть все старания по мирному урегулированию ситуации. Один за другим гибнут монахи. Их смерти обставляются таким образом, что невольно на ум приходят трубы Апокалипсиса. Но, как известно любому «Шерлоку Холмсу», даже средневековому, как правило, сверхъестественное ни при чем. Причина любого несчастья лежит куда ближе и кроется в людях, их амбициях.
Параллельно с расследованием, которое захватывает, автор рассказывает о религиозных противостояниях того периода. Он углубляется в основы теологии и устами своих героев ведет глубокомысленные споры на самые разные смежные темы. Он старается мыслить как те люди, чувствовать то же, что могли испытывать они. И у него получается. Кажется, он полностью серьезен, когда говорит о... единорогах. И ему точно не до смеха, когда речь заходит о грехах, колдовстве и прочих пакостях. Читатель так и хочет схватить «Молот ведьм» и пополнить свои познания в области поимки служителей дьявола. Но вовремя вспоминает, что в двадцать первом веке суеверия не в моде.
Сюжет книги «Имя розы» держится на пяти китах: истории, философии, теологии, политике и расследовании. Читателю большую часть времени представляется, что главное — последнее. Но нет, это неверное мнение. На первом месте философия. Суть жизни и смерти. Все конечно. Все тлен. Вот что хочет сказать автор. Ни величие не будет длиться вечно, ни упадок. И лишь рукописи, даже охваченные огнем, не горят. Они — носитель истины, знания, высокого чувства и... порока.
Прочитать роман Умберто Эко быстро и при этом его понять вряд ли получится, поэтому нужно выбирать момент и как следует готовиться к путешествию в прошлое, которое станет изысканной пыткой для ума. Сперва мозг, привыкший к легкой литературе нового образца, будет отчаянно сопротивляться, блуждая по лабиринтам мыслей автора. Но потом непременно войдет во вкус, и книга доставит читателю настоящее удовольствие.