Иногда остается только удивляться тому, по какому принципу происходит зачисление книг в список детских и подростковых. Некоторые сюжеты так замысловаты, сложны для понимания и мрачны, что их нужно рекомендовать исключительно взрослым, которые любят жесткие драмы и философские размышления, замаскированные динамичными фантазиями. Пример — трилогия Филипа Пулмана «Темные начала», которая состоит из книг «Северное сияние», «Чудесный нож», «Янтарный телескоп». Вообще-то книги эти не новые. Они начали публиковаться еще в 1995 году. Но сейчас говорить об истории как никогда актуально, хотя бы потому, что только весной 2023 года завершился довольно популярный сериал, снятый по мотивам творчества Пулмана.
Нужно ли предлагать романы детям? Вот главный вопрос, который возникнет у родителя, успевшего хоть немного вникнуть в суть трилогии. Ответ может стать причиной для долгих споров. И все же большинство взрослых наверняка придут к консенсусу. Давать можно, но только старшим подросткам, которые более или менее успели сформировать свои представления о мире и увлекаются темным фэнтези. Они имеют шанс разобраться в хитросплетениях теологических и философских рассуждений автора, видящего наипервейшее зло в религии и традициях. Уже сама главная тема настораживает, заставляет задуматься о том, кому адресованы романы. Неужели консервативная идеология настолько плоха и несостоятельна, как считает Пулман? Разве нет в ней ничего хорошего, что можно было бы взять и развивать?
Впрочем, говорить о том, что Филип отвергает все ценности разом, не приходится. Героям присущи храбрость, благородство, мужество. Они следуют долгу, не уклоняются от ответственности. Автором четко проводится граница между добром и злом, хотя место для двойных стандартов тоже остается. В любом случае правомерно утверждать, что основа, на которой зиждется вся детская литература испокон веков, тут сохранена. Наверное, именно это вкупе с возрастом главных героев, которым еще далеко до совершеннолетия, послужило поводом определить трилогию как подростковую.
И все же слишком тяжело, мрачно, порой безнадежно. Даже взрослого пугают все эти души-дейманы, бегающие рядом с людьми, эти оголтелые служители Магистериума, этот загробный мир, где краски серые, а эмоции приглушенные, эти беседы о грехах под разными фэнтезийными соусами. Чересчур много сомнений в неокрепших умах могут зародить поступки персонажей, их видение мира, стремления и сами приключения. И не факт, что это будет хорошо. Возможно, временами разрушение стереотипов имеет смысл, но не всех, не сразу, не так жестко, как делает это Филип Пулман, который будто вооружился страшной машиной, способной отделить человека от его канонической человечности.