Есть книги, которые читаешь и получаешь удовольствие. А есть другие. Открываешь их — и содрогаешься. Эта внутренняя дрожь не проходит до самого конца. Чем же она может быть вызвана?
В некоторых случаях, увы, отвращением. Именно такие ощущения возникнут у читателя, привыкшего к «разумному, доброму, вечному», если он решит прочитать культовый роман Чака Паланика «Бойцовский клуб». Казалось бы, любой, кто смотрел фильм, готов к психоделии, драме и утрированной жесткости. Но нет. Литературное произведение даже в переводе намного сильнее проникает в нутро и выворачивает его наизнанку. Нужны очень крепкие нервы и отработанный навык абстрагироваться от ужаса, чтобы прочитать и не сойти с ума, не поддаться депрессивным или шизофреническим мыслям. Почему? Все просто. Во-первых, фильм убирает глубинную суть, концентрируясь на внешних проявлениях. Во-вторых, способ подачи материала у Паланика резче, чем у Финчера. Чаку присуща крайне характерная манера вести повествование, которая передается при грамотном переложении на русский и ранит так же сильно, как, наверное, на английском. Фразы нарочито короткие, рубленые. Они ввинчиваются в мозг, остаются там и напоминают занозу. Целый ряд фрагментов из мысленного монолога персонажа (собственно, книга и есть такой монолог) повторяется для усиления эффекта в разных концах текста. И это происходит не раз, не два. Двадцать? Тридцать? Пятьдесят раз? Трудно сосчитать. Одно точно — это всегда что-то неприятное, грубое, выдергивающее из зоны комфорта. И когда такого много, становится не по себе.
Паланик издевается над социальными нормами, моралью, нравственностью. Он иронизирует над болезнями, деньгами, красотой, отношениями. Кажется, что его герои уже давно достигли дна, пробили его, оказались у нового, вроде бы крайнего, но все равно продолжают падать в бездну, куда не каждый неудачник способен добраться самостоятельно, без помощи специально сошедшего с ума Тайлера Дердена. И каждый этап их падения отвратительнее предыдущего. На глазах у читателя безумие захватывает массы. И хаос отвращает даже больше противных сцен драк и еще более противных разборов психологического состояния изначально духовно нездоровых личностей.
Сложно представить (и совсем не хочется этого делать!), что вокруг может быть такое количество неуравновешенных, готовых поддаться соблазнам и искушению людей, пестующих собственные слабости и культивирующих агрессию. Да, конечно, в каждом есть животное начало. Но, может, его реально обуздать? Контролировать? Не от случая к случаю, а всегда? Иллюзии разрушает Чак Паланик, который буквально вовлекает в процесс нравственного разложения. Это неприятно. Не для всех. А для некоторых и вовсе опасно, потому что есть в книге кое-какие пособия, используя которые легко дойти до реальной беды.
Не надо...