Вам нравятся снежные книги, такие, на страницах которых царит зима? Но вам кажется, что после новогодних праздников настроение им уже не соответствует? Что ж, в большинстве случаев вы абсолютно правы. Однако из любого правила есть исключение. Не всегда снежная книга = праздничная. Доказательство — произведение Чарльза Мартина «Между нами горы», которое следует причислить к жанру романа-катастрофы. Не путайте с апокалипсисом или чем-то наподобие.
Обычно с катастрофами ассоциируются глобальные истории, в которые вовлечено большое количество людей. Это что-то о землетрясениях, наводнениях, пандемиях и прочих ужасах. Но в данном случае персонажей всего двое. Остальной мир в полной безопасности и существует по тем же законам, что и всегда. Просто мужчина и женщина, еще вчера незнакомые друг с другом, оказались в горах, за десятки миль от цивилизации. Она ранена, а он должен придумать, как им спастись. Случилась такая беда после того, как разбился легкомоторный самолет, на котором герои пытались обогнать снежную бурю.
Не будучи экспертом в области авиации, медицины и выживания в диких условиях, трудно определить, насколько ситуация, описанная Чарльзом Мартином, реальна. Очевидно, что в тексте мало говорится об особенностях пилотирования и конструкции самолета в контексте крушения, но с лихвой хватает медицинских деталей. Последнее оправданно. Бен — врач-травматолог, и у Эшли травма. Он знает, что делать, и не теряет времени. Сказать, что читать такие вещи приятно, значит соврать. Зато убедительности медицинская тема добавляет. Как продержаться месяц, находясь почти все время на высокогорье, где кислорода не хватает, плюс кругом снега, в которых вязнешь по пояс, без еды, лекарств и нормальных приспособлений хотя бы для охоты, да еще в двадцатиградусный мороз, для большинства современников загадка. Эта миссия попросту невыполнима. Недаром еще в «Пятой волне» появилась фраза о кошмарах жизни «без клубничного фраппучино». То была метафора к апокалипсису, подходящая и к этой катастрофе. Насколько Чарльз Мартин сам разбирается в том, о чем пишет, судить могут только те, кто изучал вопрос. Для остальных все будет капельку фантастично, но весьма реалистично и пугающе.
Только ли о выживании книга «Между нами горы»? Нет. В неменьшей степени она об отношениях между людьми. О том, что такое семья, любовь, дружба, просто человечность. Романтика тоже есть. Чаще горькая. Мы видим ее, когда Бен записывает на диктофон послания своей жене. И мы уже понимаем, что в истории его семьи не все так просто и однозначно, как изначально хотел показать Чарльз Мартин. А еще мы ощущаем романтические флюиды, которые начинают сперва незаметно, а потом все более отчетливо витать между Беном и Эшли. Но, по правде, настроение, которое царит на страницах, к ужинам при свечах не располагает. Да и нет ни ужинов, ни свечей.
«Между нами горы» — роман увлекательный, эмоционально сильный и по драматическому компоненту точно жизненный. Но он не простой, не для каждого дня, не для всякого настроения и не для любого читателя. Знакомство с ним противопоказано как минимум аэрофобам, ипохондрикам и тем, кто переживает разрыв или боль утраты. Остальным читать можно, но только с учетом особенностей своей психики, то есть осторожно.