Что вы знаете о творчестве Дэна Брауна? На слуху два его произведения — «Ангелы и демоны» и «Код да Винчи». Но в цикле про Роберта Лэнгдона целых пять детективов. Почему остальные не так популярны? Неужто лишь из-за того, что по ним не сняли полнометражных фильмов и не запустили в кинопрокат? Вероятно, в этой мысли есть логика. Кино популяризует литературу. Но едва ли причина одна. Постараемся разобраться на примере третьей части цикла, которая называется «Утраченный символ». Кстати, по ней пробовали сделать сериал, но быстро сдались.
Итак, «Утраченный символ». Книга, написанная в уже принесшей Брауну удачу стилистике, по знакомой поклонникам его творчества схеме, — и все же немного другая, не такая, как первые два произведения, история. Специалист по символике Роберт Лэнгдон как обычно рано утром получает звонок от помощника своего друга из Вашингтона, который передает ему просьбу приехать и прочитать вступительную речь на крупном мероприятии. Роберт соглашается, садится в очередной частный самолет и отправляется в путь. Прибыв на место и слегка опоздав, он не находит никакого мероприятия, зато обнаруживает отрезанную руку друга со странными татуировками на пальцах и получает звонок от незнакомца. Мол, профессор должен открыть некий портал до полуночи, иначе его друг умрет. В дело тут же вмешивается ЦРУ, утверждая, что речь идет о государственной безопасности. Прыть сотрудников кажется странной. Да, Лэнгдона заставляют раскрыть масонские тайны, способные изменить мир. Но при чем тут госбезопасность? И откуда вообще агенты узнали о происходящем так быстро? Не желая сотрудничать с органами, не зная, как поступить с похитителем товарища, чтобы не сделать хуже, не имея четкого представления о том, что скрывается в странных артефактах, попавших к нему в руки случайно, Лэнгдон не находит ничего умнее, чем бежать и скрываться. К нему присоединяется женщина — сестра похищенного. Без женщины у Дэна Брауна не бывает, будто Роберт — это новый Джеймс Бонд, только от науки. Повествование параллельно ведется от лица нескольких человек, в том числе преступника. Обманки с тем, кто герой, а кто злодей, в отличие от первых двух детективов, нет. События укладываются в сутки, что делает скорость их развития головокружительной.
Казалось бы, идеи неплохие, подача бойкая, умных мыслей из области философии много. Правда и вымысел опять перетасованы так, что не разберешь, где кончается одно и начинается другое. Для того чтобы суметь отделить зерна от плевел, надо быть большим эрудитом. Но степень убедительности произведения такова, что копаться в деталях и ловить автора на лжи не хочется. Только есть одно но, и раньше такого в работах Брауна не наблюдалось. Он дает маху с мистикой, зачем-то приплетая ее к сюжету и разбавляя официальную науку тезисами из сомнительной ноэтики — молодого направления, занятого, если коротко, изучением силы мысли. То есть к интеллектуальному детективу начинает примешиваться в лучшем случае научная фантастика, а то и откровенное фэнтези. И это портит впечатление. Теперь прибавьте к этому целый ряд противных деталей, без которых можно было бы обойтись, и довольно невнятный финал, где банальности выдаются за псевдоглубокие мысли. Вот вам и ответ, почему «Утраченный символ» не выстрелил так же, как чуть ранее «Ангелы и демоны» и «Код да Винчи».