Джоджо Мойес: выход за границы авторского бренда

Джоджо Мойес: выход за границы авторского бренда

Имя автора порой становится гарантией успеха. Именно ради него читатель покупает книгу. Имя Джоджо Мойес давно является брендом, который знают во всем мире. И в целом это справедливо. Но несмотря на наличие у писательницы бесспорного таланта, помноженного на понимание человеческой психологии и возведенного в квадрат умением проецировать это свое понимание на разные жизненные ситуации, у нее, как у всех, бывают произведения более и менее удачные. Вот и книга 2022 года «Серебристая бухта» неплоха по идее, по интриге, по подаче. Но читается однозначно хуже, чем, например, ранние работы автора, к которым относятся «Вилла „Аркадия“» и «Корабль невест».

Писательница, как обычно, решила не ограничиваться любовной линией. Она попыталась затронуть остросоциальные проблемы. В частности, она завела разговор о беспризорных подростках, беспорядочных половых связях, наркотиках, коснулась темы семейного насилия и его ужасных последствий, подняла глобальные экологические вопросы нашего времени. Собственно, это и подвело. Слишком много тяжелого контента в одной книге, где любовь должна быть на первом месте. Это угнетает. Это как бы слишком. Давление на психику читателя оказывается избыточным, и романтика куда-то исчезает, и личные драмы героев, связанные с основной сюжетной веткой, смазываются. Зато внутренние конфликты и становление личности почти по Достоевскому. В результате настроение не спасают ни морские пейзажи, ни стайки дельфинов, плещущихся у бортов прогулочных корабликов, ни даже киты (а ведь их, находясь в центре Евразии, и представить себе сложно).

Майк — успешный топ-менеджер, который собирается жениться на дочке босса. Его жизнь проходит в стиле героя «Духless» и похожа на кисельную реку, что течет вдоль молочных берегов. Неожиданная командировка в Австралию, где он должен подготовить почву для масштабного строительства элитарного гостиничного комплекса, не обещает никаких серьезных катаклизмов или неожиданностей. Но судьба решает сыграть с парнем шутку. Он останавливается в частной, почти заброшенной гостинице с богатой историей, так как ничего лучше поблизости нет, и входит в жизнь семьи, которая ее держит. Это пожилая, очень бойкая дама, ее погруженная в себя племянница Лиза, хранящая страшную тайну и прячущая за непроницаемой маской огромную сердечную боль, а также дочка последней — жизнерадостная девочка, успевшая хлебнуть лиха. Есть еще друзья семьи, которые играют свои второстепенные роли и помогают автору направлять сюжет. Но по-настоящему важны только английский бизнесмен и приютившая его семья.

Тему экологии Джоджо Мойес муссирует со всех сторон, показывая, как пагубно человек влияет на океан, насколько вредит дельфинам, китам и прочим созданиям. Есть даже одна жуткая и довольно отвратительная сцена в шторм, от которой действительно кровь в венах стынет. В какой-то момент от всего этого «гринписа» устаешь, хотя сочувствие и неприятную горечь сказанное вызывает, не поспоришь. Но те ли это эмоции, которые нужны роману об отношениях? Вопрос спорный.

Прошлое Лизы интригует большую часть книги. А когда о нем узнаешь, впадаешь в ступор. Да, интересно вышло. Да, ярко и запоминается. Только... нужно ли было так жестить? Еще один вопрос без четкого ответа.

Метаморфозы Майка для литературы хороши, можно сказать больше — традиционны. Но насколько они реальны в условиях современности? Тут, опять же, хочется спорить.
Вот и получается, что Джоджо Мойес, создавшая себе имя прежде всего на драматичных историях с любовью или любовных с драмой (это смотря с какой стороны посмотреть), слишком заигралась в психолога, социолога, эколога и других специалистов, которым в книгах всегда рады, да только не всем сразу.

Оставить комментарий

avatar

Литературный портал для писателей и читателей. Делимся информацией о новинках на книжном рынке, интервью с писателями, рецензии, критические статьи, а также предлагаем авторам площадку для размещения своего творчества!

Архивы

Интересно



Соцсети