27 Мар 2024
Герой нашего времени в переложении на нулевые
Два десятилетия минуло со дня дебюта этого произведения в печати, и многие успели его прочитать, оценить, подчас осудить и зачастую признать, что тогда, в начале тысячелетия, было непросто смотреть на свое отражение на страницах, казавшееся циничным изображением кого-то другого, смутно знакомого в кривых зеркалах бездушия. Ибо не склонен человек осуждать себя в моменте. А вот спустя годы, когда последствия принятых решений уже известны, когда страсти утихли, желания и цели изменились — вот теперь самое время заняться ретроспективой честно, максимально объективно, признавая свои ошибки, пусть и осознавая, что их уже не исправить, как и себя, того, каким ты был и остался где-то очень глубоко внутри, не изменить.
Итак, «Духless. Повесть о ненастоящем человеке». История, у которой нет ни начала, ни конца, ни динамичной кульминации. Просто неделя из жизни человека, рожденного и воспитанного в принципах СССР, выкинутого из омута привычной реальности в лихие девяностые, сумевшего неплохо адаптироваться к происходящему, но потерявшего свое «я» под воздействием социальной турбулентности. Сперва читатель погружается в ностальгию, оказавшись в днях, которые у многих сопричастных ассоциируются с молодостью и весельем. Но с каждой новой страницей цинизма и скрытого от чужих глаз тоскливого отчаяния все больше. Того отчаяния, что едва ли было знакомо рожденным в восьмидесятых или девяностых, но стало постоянным спутником людей, появившихся на свет в семидесятые и шестидесятые.
Книга Сергея Минаева — это детальный анализ человеческой души. Его персонаж — герой своей эпохи, как лермонтовский Печорин или пушкинский Онегин. Он находится в замкнутом круге, из которого не может вырваться, проживает внутренний конфликт в стиле нулевых и ищет, но не находит (как не нашли Онегин и Печорин) ориентиры. Читатель, привыкший давно к динамике и экшену, все ждет некой взрывной страсти или некоего кульминационного события, тем паче что и то и другое может случиться, есть намеки. Но фактически ничего не происходит. Все важное не вне, а внутри. И это необычно для литературы последних тридцати лет, а потому приковывает внимание.
«Духless. Повесть о ненастоящем человеке» — это зеркало, в котором отражено лицо целого поколения. Его представители могут провести оценку своего прошлого и лучше узнать себя современного с учетом допущенных ошибок и несовершенных поступков, таких же, как у героя. Те, кто старше, поймут своих детей лучше. А те, кто младше, узнают глубинную суть родителей. Ну что, как насчет странствия по подсознанию новых-старых героев нашего времени?
|
Всего комментариев: 0 | |
[Юрий Терещенко]
То,