23 Апр 2024
«Инферно», или Неожиданно актуальненько
Когда говорят о творчестве Дэна Брауна, все чаще вспоминают книги «Ангелы и демоны» и «Код да Винчи». Между тем четвертый роман цикла про приключения гарвардского профессора Роберта Лэнгдона «Инферно» представляет не меньший, а в контексте современности, возможно, даже больший интерес. На страницах автор предстает в роли пророка, который из 2013 года выдает вполне современную повесточку.

Говоря об этом детективе, следует отметить, что от типичной схемы сюжета, которую мы видели во всех трех предыдущих книгах, мистер Браун отступил. Здесь нет ставшего уже стандартом ночного звонка Лэнгдону, после которого тот срывается с места и срочно несется на другой конец света. Хронология событий сильно нарушена. О линейности нет и речи. Сперва пролог про антагониста, а потом Роберт внезапно открывает глаза в больнице. Он ничего не помнит, а между тем за ним охотится некая убийца. Сбежать из-под обстрела в реанимации профессору помогает красавица-доктор. Ему нужно вспомнить, как он впутался в плохую историю, а потом разобраться с тем, с чем должен был еще до потери памяти. События прошлого и настоящего перемежаются, порой довольно хаотично.

Еще одно отличие — отсутствие любовницы. По факту таковой нет уже вторую книгу подряд, хотя дама рядом неизменно присутствует и играет вторую скрипку. Увы, видимо, профессор Лэнгдон стареет и амурные похождения в стиле Джеймса Бонда его более не привлекают. Что ж, имеет полное право. Не все читателю считать морщины да камуфлировать седины.

И, наконец, важнейшая и наиболее принципиальная разница между этой книгой и остальными. Религия и тайные ордены прошлого тут ни при чем. Теперь только наука, ученые настоящего и их глобальные планы на будущее. Мистический налет исчез, но научно-фантастический не хуже.

Что же наиболее актуально из сказанного на страницах? Во-первых, пандемия, затеянная, как водится, «во имя общего блага». Откуда берутся вирусы, как попадают в мир, для чего — Дэн Браун предлагает концепцию из серии глобального заговора. Наверное, в 2013 году мало кто о таких вещах думал и никто в них всерьез не верил, конечно, кроме психов, прячущихся где-нибудь в герметичных подвалах в обнимку с консервами и никому не известных по причине своего отшельничества. Но из 2024 года все выглядит немного иначе и как минимум вызывает любопытство. Оно подогревается тем фактом, что Браун — человек отнюдь не глупый и более чем эрудированный, что уже не раз демонстрировал. Значит ли это, что некоторые его догадки правдивы? Как знать...

Во-вторых, актуальна тема перенаселения планеты и пересекающаяся с ней и набившая оскомину проблема демографии. Два в одном. Темы, казалось бы, антагонистичны, но, как и в жизни, идут рука об руку, естественно, приправленные фантазией в рамках книги. Дэном Брауном придумана интересная взаимосвязь одного с другим (и с пандемией заодно), которая могла бы многое объяснить, если бы была правдой. Конечно, в итоге вышло фантастично, что дает возможность списать мысли автора со счетов и забыть, если есть желание, но равнодушным сюжет все равно не оставляет.

«Инферно» редко на слуху и всегда теряется на фоне первых книг, ставших культом. Но именно здесь Браун уходит от прошлого, уже не имеющего значения, и устремляет свои помыслы туда, где мы все живем сегодня, — в будущее по отношению к 2013 году. И то, что он говорит, частично мы слышим в новостях уже несколько лет подряд, а частично видим на различных сомнительных сайтах, когда в ночной тишине ищем ответы на бесконечное множество вопросов. Когда читаешь эту книгу, главное — не забывать, что между художественным вымыслом и правдой пропасть, как ни крути. Да, Дэн Браун убедителен и играет в пророка, что ему позволяет делать высокий уровень знаний в разных областях. Но в действительности он не провидец и даже не посвященный в некую таинственную истину, а просто писатель с бурной фантазией. И это, наверное, просто замечательно.
Классики и современники / 2346 / Ekaterina_Kuznetsova / Рейтинг: 0 / 0
Всего комментариев: 0
avatar
Издательская группа "Союз писателей" © 2024. Художественная литература современных авторов