Что такое классический приключенческий роман?

Что такое классический приключенческий роман?

Классический приключенческий роман отличается от того, что зачастую мы называем так сегодня, когда в нашем распоряжении тысячи произведений самой разной стилистики и тематики. Он стал популярен в девятнадцатом веке, когда многие люди уже научились читать и могли проводить свой досуг с книгами в руках. Такие произведения писались прежде всего для развлечения. Они спасали от скуки и рутины, приоткрывали двери в мир неведомого, погружали в яркие краски и заставляли переживать невероятные события, труднопредставимые в реальности рядового обывателя.

Чаще всего авторы писали о путешествиях и поисках сокровищ. У этого явления есть исторические предпосылки. Европейцы активно начали покорять дальние страны, и привычная для них культура столкнулась с новой и чуждой, распространенной в Азии, Африке, Латинской Америке. Обычно истории опирались на факты, но многократно приукрашались и порой дополнялись откровенными невероятностями. Типичными представителями приключенческих книг, посвященных путешествиям и смешавших правду с откровенными фантазиями, являются истории о Робинзоне Крузо, Маугли, Гулливере.

Еще одна историческая предпосылка для развития приключенческого жанра — научный прогресс. Именно в девятнадцатом веке стали совершаться открытия, которые привели к быстрому развитию цивилизации. В достижениях ученых многие видели будущее и связывали с ними благополучие людей. Но далеко не каждый мог понять то сложное, что было очевидным для научного сообщества. Требовалось, чтобы кто-то рассказал о том, что уже есть, и о том, что только может быть, простым и понятным языком, как это делал Жюль Верн.

Если углубиться в детали и попытаться классифицировать классические приключенческие романы по тематике, то можно выделить следующие направления:

— колониальные романы (чаще всего герои попадали на Ямайку, в Индию, Южную Африку или Америку);

— истории о сокровищах;

— маринистика (это книги про моряков или пиратов);

— робинзонады (произведения про людей, оказавшихся на необитаемых островах);

— романы плаща и шпаги, повествовавшие о приключениях европейцев (обычно аристократов, рыцарей) на фоне декораций XVI–XVIII веков;

— книги про индейцев;

— произведения про животных.

Чуть позже в моду вошли супергеройская и шпионская тематики. Но это уже скорее двадцатый век.

Кстати, не все авторы уводили свои сюжеты далеко от родных берегов. Конечно, на Диком Западе или в Вест-Индии было много интересного, что будоражило воображение, но смелые и находчивые персонажи могли найти огненное приключение у себя под боком, что неоднократно доказывали такие писатели, как Марк Твен.

Главное условие любого приключенческого романа — наличие некоего события, вытаскивающего героя из зоны комфорта и заставляющего его действовать. Он мог узнать некую тайну, что побуждало его совершать какие-то неординарные поступки. Или сюжет строился на том, что персонаж последовательно сталкивался с трудностями, будто выполнял квесты в компьютерной игре, только в реальности. Важно то, что, независимо от ситуации, он неизбежно должен был победить всех врагов, добиться поставленных целей (даже наиболее невероятных) и получить свой хеппи-энд. Непринципиально, кто именно проживал приключение на страницах книги: преследовавший личные интересы авантюрист, альтруист а-ля Дон Кихот или безумный ученый, вляпавшийся в проблему по недоразумению. Канва жанра всегда одинакова. А все остальное, включая драмы в финале, популярные сейчас, — это уже совсем другая история.

Оставить комментарий

avatar

Литературный портал для писателей и читателей. Делимся информацией о новинках на книжном рынке, интервью с писателями, рецензии, критические статьи, а также предлагаем авторам площадку для размещения своего творчества!

Архивы

Интересно



Соцсети