1. Роман «120 дней Содома, или Школа разврата» маркиз де Сад написал во время своего очередного пребывания в Бастилии, где скандальный аристократ провел половину своей непутевой жизни. Его наиболее смелые, пошлые, дерзкие и более чем шокирующие фантазии вошли в эту книгу. Прошло очень много времени, мир изменился, люди стали более раскрепощенными, а произведение до сих пор вызывает споры и порицание многих читателей, которые краснеют до корней волос, пока листают страницы.
2. «Лолита» — ничуть не менее спорный во всех отношениях роман Владимира Набокова. В двадцать первом веке за такое автора вполне могли бы заточить в местах не столь отдаленных. Но двадцатый век сильно отличался по нравам от дня сегодняшнего. Роман тринадцатилетней девочки с сорокалетним отчимом, показанный в его интимных деталях и с описаниями порочной психологии дяденьки, конечно, и тогда вызвал пересуды, но столь яростного осуждения, как теперь, в прошлом не имел и одно время даже рекомендовался к прочтению школьникам.
3. «Заводной апельсин» Энтони Берджесса — это совсем другая тема. Книга о насилии во всех его проявлениях. С самой ее публикации читатели разделились на два лагеря. Одни требовали запретить столь жуткое чтиво, которое не рождает ни одной доброй мысли и в прямом смысле пропагандирует насилие. Другие же, может, из чувства противоречия, утверждали, что здесь воздействие на публику идет от обратного. Глядя на главного героя, погрязшего в неоправданной жестокости и буквально искупавшегося в крови, люди должны осознать, насколько плохо причинять зло и боль другим, даже если речь о куда меньших масштабах.
4. Попадание в список спорных книг поттерианы спорно (уж простите за каламбур), если сравнивать романы Роулинг с вышеперечисленными произведениями, тем не менее цикл традиционно туда включают. Почему? Причин несколько. Эстеты от литературы обвиняют автора в отсутствии какой-либо оригинальности. Мол, она вообще ничего нового не изобрела, только использовала чужие идеи и фольклор. Но постойте, зато как она их смиксовала! Да и атмосферу Джоан создавала сама, тут ей никто помочь не мог. Гарри тоже любят покритиковать. Хейтеры утверждают, будто бы и характер у него слабый, и персонаж в целом посредственный, и волшебник вышел из него никчемный. Это на вкус и цвет. Но самые большие споры велись и ведутся по сей день среди людей религиозных, которые увидели на страницах оккультные и сатанинские подтексты. И это уже серьезно.
5. «Код да Винчи» Дэна Брауна — еще один бестселлер, которым восхищаются одни и который в то же время ненавидят другие. Осуждают, как правило, вольную трактовку истории и религиозных символов, нестандартную подачу христианских истин и многое другое в том же духе. Кончилось тем, что Ватикан прямым текстом назвал культовый роман Брауна лживым пасквилем и запретил, как надругательство над верой. Впрочем, автору это не помешало написать еще четыре продолжения, а кинематографистам — экранизировать несколько из них.
А какие спорные книги приходят вам на ум?