Как отличить драму от трагедии?
Очень часто библиофилы задаются вопросом: в чем разница между драмой и трагедией в литературе? Попробуем ответить.
Для начала надо отметить, что под драмой можно понимать как род литературы, к которому будет относиться в том числе трагедия, так и отдельный жанр. Именно о втором мы и будем говорить.
Трагедии появились еще в Древней Греции, когда ни о каких драмах никто не слышал. Их ставили на сценах огромных каменных амфитеатров наряду с комедиями. Сюжеты были посвящены мифологическим персонажам, отличались возвышенностью и оторванностью от реальности обывателей. Ситуации, в которые попадали герои, были исключительные. Судьба или злой рок довлели над ними. Финал был катастрофическим и предрешенным. Сделать ничего было нельзя, оставалось лишь сыграть свою роль до конца. Позже по тем же канонам стали развиваться сюжеты литературных произведений, написанных в жанре трагедий. Только героев мифов вытеснили исторические личности со знаковой судьбой. Люди выдуманные если и появлялись на страницах, то имели уникальные, выдающиеся характеры, высочайшие идеалы, необычные стремления и попадали в действительно эпические события, в ходе чего оказывались целиком во власти внешних обстоятельств, неуклонно ведущих их к гибели. Те же каноны типичны для жанра сейчас.
Драмы появились позднее и с течением времени вытеснили трагедии. Как правило, героями драм являются обыватели, которые столкнулись с некими трудными ситуациями. Сюжеты обычно развиваются внутри семьи, в рамках романтических отношений или вовсе внутри человека, имеющего некий личностный конфликт, противостоящего самому себе, кому-то близкому или обществу. Несмотря на то, что обстоятельства для героя сложные, они не безнадежные: исход зависит не от рока, а от личного выбора. Гибель в финале или некий другой неприятный поворот могут быть, но они не предопределены. Более того, если плохое случается, то не просто потому, что это суждено, а в качестве результата ряда последовательных решений персонажа.
Большинство трагедий и драм имеют философский и/или социальный подтекст. Оба жанра подразумевают высокое напряжение и психологическое давление на читателя. Динамика обычно больше в трагедии, в то время как в драме события зачастую развиваются медленно.
Казалось бы, из всего вышесказанного следует, что трагедии воспринимаются более тяжелыми. Но это не так. Нередко драма оказывает более сильное и глубокое воздействие на читателя, хотя, бесспорно, более выраженная эмоциональная реакция обычно на трагедию.