15 Янв 2025
Ответственность — качество, которое необходимо современному поэту
Когда-то книги писались от руки. Это был долгий и трудоемкий процесс. Одна помарка — и приходилось переделывать целый лист. Грамотой владели далеко не все, а уж терпением, необходимым, чтобы довести творческий процесс до логического завершения, — и вовсе единицы. Но закончить рукопись еще не значило ее издать. Когда все было готово и многократно проверено, требовалось нести материалы в издательство, общаться с редакторами, слушать критику и с большой долей вероятности получать отказы в публикации.

Сегодня все намного проще. Напечатать текст можно за минуты, часы, дни, максимум — недели. Никуда нести готовую работу не надо — достаточно отправить по электронной почте. Слушать критику необязательно, всегда можно заплатить за публикацию. А при желании и вовсе общаться с профессионалами нет нужды. Можно опубликовать что угодно на самиздатовских платформах или, как крайний вариант, в собственных социальных сетях.

Как такой подход повлиял на качество литературы, и в том числе поэзии? Мы решили узнать у Елены Добрыженковой-Маликовой, поэта, выпускницы Литературного института им. А. М. Горького, автора книг «Маяки» и «Возвращайтесь живыми, ребята, домой...».

Корреспондент: Кто такой поэт в двадцать первом веке? Какие качества ему присущи?
Елена: Поэт в любом веке — это прежде всего человек искусства, и он должен очень ответственно относиться и к тому, что он создает, и к собственному поведению, образу жизни. Поясню: в наше время много авторов пишут гражданскую лирику, которую потом читают под рюмку в грязном кабаке. Место ли патриотической поэзии на такой площадке? Имеет ли право поэт опускаться до подобного уровня? На мой взгляд, нет. Хочется весело провести время с друзьями — пожалуйста, но давайте не будем впутывать сюда поэзию, которая, по моему мироощущению, есть более высокая материя.
Или другой пример, когда автор — женщина, и она читает свою любовную лирику в совершенно неподобающем образе… Поэтому, если говорить о качествах, присущих поэту двадцать первого века, я бы выделила ответственность. Потому что определение «творческий человек», к сожалению, все чаще звучит как оскорбление или оправдание не самого лучшего поведения. И это обидно.

Корреспондент: Как отличить настоящую поэзию от графомании? Приведите главные критерии.
Елена: Настоящая поэзия — это про качество. Она не может существовать исключительно в формате «я художник — я так вижу», что, к сожалению, сейчас встречается довольно часто. Проблема в том, что непрофессионалу отличить хорошие произведения от графомании довольно сложно: даже у моих знакомых в соцсетях я вижу репосты «стихов», которые написаны плохо, но, вероятно, отозвались у них в душе по какой-то тематике. Именно поэтому я считаю, что поэзия тоже должна проходить определенный контроль качества, ведь никто не захочет лечиться у человека без медицинского образования, а к проектированию небоскреба не допустят не архитектора. В поэзии, конечно, на первый взгляд, не будет ущерба такого масштаба, как человеческая жизнь и здоровье, но низкий культурный уровень — вот к чему приводит обилие графоманов, которые маскируют отсутствие мастерства под соусом «я создаю новые формы»: чтобы создавать новое, нужно владеть базой, а это рифма, ритм, размеры, правила русского языка (орфография, пунктуация). Опять же, в личной переписке пишите хоть все с маленькой буквы и без знаков препинания, но стихи не должны выглядеть как бессвязный поток мыслей! Не уверены в собственной грамотности — обратитесь к корректору.

Корреспондент: Какие темы в современной поэзии вы считаете наиболее важными? Как они представлены в вашем творчестве?
Елена: Главная тема сейчас, на мой взгляд, любовь: к Родине, к близким. И это не громкие лозунги и не так называемая «Z-поэзия»: если человек любит свою семью, умеет быть благодарным, ценит своих друзей и т. д., он и к своей стране будет относиться с любовью. Поэтому важно создавать качественные произведения для души.
В моем творчестве я опираюсь на собственные эмоции, которые находят отклик в сердцах читателей. Буквально недавно мне прислали отзыв на сборник «Маяки», в котором была такая фраза: «Твои стихи настолько отзываются в моей голове и душе, уносят меня в дебри моей жизни, что никакому психологу и не снилось!» А я ничего не придумываю специально «лишь бы написать» — просто делюсь тем, что есть внутри меня.

Корреспондент: Почему для своего творчества вы выбрали именно поэзию? Почему не прозу или даже живопись, музыку или что-то еще?
Елена: Правильнее будет сказать, что поэзия выбрала меня, потому что писала я всегда, сколько себя помню. Именно поэтому я долгое время не относилась к своему таланту серьезно: мне казалось, что сочинять стихи могут все. Да и делала это интуитивно: в моей юности не было столько доступных ресурсов для обучения стихосложению. И только после тридцати лет, когда супруг начал уговаривать перестать писать в стол, я решила проверить свои старые произведения, и оказалось, что с технической точки зрения они довольно качественные. И в этот момент я решила серьезно подойти к написанию новых стихов: изучала материалы, старалась смотреть на уже готовое не как автор, а со стороны. Поступила в Литературный институт имени А. М. Горького, где научилась анализировать и детально разбирать стихотворения.
И теперь, когда еще и работаю в издательстве «Союз писателей», я могу сказать, что абсолютно счастлива жить в мире литературы!

Корреспондент: Готовы ли вы к литературным экспериментам? Например, если бы вам предложили написать рассказ, повесть или роман, вы бы приняли этот вызов? Мотивируйте свой ответ. Если да, то в каком жанре были бы ваши прозаические произведения?
Елена: Я не люблю эксперименты, потому что считаю свой талант даром свыше, а это значит, что нельзя писать «искусственно», то есть заниматься таким вот сочинительством из серии «а вам слабо?». Даже когда пишу на заказ (исключительно памятные стихи), я полностью погружаюсь в тему, пытаюсь почувствовать ушедшего человека и его близких, что они хотели бы ему сказать, если бы имели возможность.
А вот проза в небольшом количестве у меня присутствует: три сказки (одна для детей и две для взрослых, надеюсь, когда-нибудь они тоже появятся на книжных полках), рассказ, который будет опубликован в готовящемся в СП моем новом сборнике «Вне Времени». Также есть небольшие, как я их называю, «записки», которые, возможно, однажды тоже найдут свое место в книге.

Корреспондент: Будет интересно прочитать. Всегда любопытно посмотреть на новые грани писателя, с чьим творчеством уже знаком.

Корреспондент пресс-службы издательства «Союз писателей»
Екатерина Кузнецова
Разное / 598 / Ekaterina_Kuznetsova / Рейтинг: 4 / 2
Всего комментариев: 0
avatar
Издательская группа "Союз писателей" © 2025. Художественная литература современных авторов