|
16:35
|
|
Иван Кустовинов — автор молодой, но уже пробует себя в разных литературных направлениях. Например, его «Потерянное сердце мира» — это социальный детектив с нотками иронии. И это, очевидно, совсем не то же самое, что хоррор. Но ведь «Ужас Рокдейла», опубликованный в 2024 году, и «Ужас Рокдейла. Парад мертвецов», вышедший в этом году в самое подходящее для жанра время — мрачной осенью, — интригуют и, что необычно, заставляют подумать о насущном ничуть не меньше. Казалось бы, что нового может быть в истории маньяка, пусть писатель и сдобрил свое произведение мистикой, чтобы лучше напугать читателя? Не перепутана ли интрига с эффектами неожиданности? Нет, и снова нет. Новое есть! Интрига хороша. И неожиданности, конечно, тоже на месте. Теперь давайте разбираться, что именно нестандартного имеется в «Ужасе Рокдейла». Начало первой части совсем не такое, как мы привыкли. Если книга про маньяка, терроризирующего город, логично начать с того, как он крадется по темной улице, выслеживая жертву. Или, может быть, с обычного дня жертвы, дабы вызвать к ней симпатию у читателя. Так поступают многие авторы, если не сказать — большинство. Иван Кустовинов решил иначе. Первый «кадр» — полицейская погоня с преследованием. Выстрел. Преступник мертв. Что дальше? Может, это концовка, а дальше будет возврат к началу и последовательное изложение злодеяний? Не тут-то было. Как уже говорилось, в «Ужасе Рокдейла» хватает сюрпризов, и это один из них. Маньяк и правда мертв. Коп, подстреливший его, герой дня. Маленький городок вздыхает с облегчением и три месяца пребывает в блаженном состоянии покоя и расслабленности. Ровно до тех пор, пока полицейский, покончивший с кошмаром, не возвращается из отпуска. Тут-то начинается самое неожиданное и жуткое. Убийства возобновляются, но становятся еще более кровавыми. Жертвы так или иначе связаны с мертвым маньяком, по крайней мере на первых порах. Рокдейл вновь замирает, но это затишье перед бурей, вернее, перед повальным бегством горожан. Только сбежать еще надо суметь. Где-то тут читателя поджидает вторая большая неожиданность. Он был уверен, что понимает, кто главный герой истории, сопереживал ему, внимательно следил за всеми действиями, вникал не только в рабочие ситуации, связанные с расследованием, но и в личные драмы. И тут — бах! — оказывается, что произошла глобальная ошибка. Тот, кто якобы был в центре сюжета, вдруг оказывается совсем не там. На сцену выходит настоящий главный герой, которому и предстоит распутывать заварившуюся кашу. И эта «каша» все перченей и перченей. Напряжение нарастает. Типичные для хоррора эффекты неожиданности на месте. Есть физически неприятные сцены не для слабонервных. Но именно непонимание того, что происходит и почему, играет ключевую роль в восприятии ситуации. Сюжет подразумевает не только динамику, но и выраженное развитие персонажей, их способность трансформироваться под воздействием обстоятельств и из проходных превратиться в настоящих суперов, готовых рисковать собой, бесстрашных, жертвенных. Этот человеческий компонент, добавленный в кровавое варево хоррора, — приятность книги. Для ужасов, проникнутых поистине потусторонней, мрачной жутью, это, в общем-то, необязательно для весьма кровавого экшена. Но как же хорошо играет на эмоциях! Драматичность и появившаяся с ней в паре жизненность, узнаваемость многих вписанных в сюжет ситуаций усиливают эффект и дополняются еще одной неожиданной для литературного направления вещью — иронией, в целом присущей автору, который готов не только жестить со своими персонажами, не жалея даже самых важных из них, но и подсмеиваться над их пороками, удачно отражающими пороки многих читателей, а также общества в целом. В результате книга, во-первых, сильно вовлекает, а во-вторых, даже самое кошмарное читается легко, на одном дыхании, хотя закрыть глаза и моргнуть иногда бывает страшновато. Все написанное выше об «Ужасе Рокдейла». А что насчет новинки «Ужас Рокдейла. Парад мертвецов»? Хотя книга вторая, она не хуже первой. Автор умножает все хорошее, что уже было, и смело двигается дальше, показывая собственный профессиональный рост наряду с метаморфозами персонажей. Читатель попадает в знакомый городок и, как добрых друзей, встречает его выживших обитателей, так и не сумевших совладать с внутренними конфликтами, возникшими в результате пережитого кошмара. Уже три года они живут благополучно, никто их не тревожит, но страх будто въелся в каждый камень мостовой, в каждое сердце и все еще витает в воздухе, кружа над улицами Рокдейла, будто сам по себе является призраком. Все, кто мог, уже уехали. Но главный герой, который когда-то сумел положить конец творящемуся в округе кошмару, пакует чемоданы вовсе не ради того, чтобы сбежать. Он собирается в долгожданный отпуск вместе с новой подружкой. Только не успевает. Ужасы прошлого врываются в настоящее. Новые жертвы в Рокдейле, и все как-то связаны с приснопамятным маньяком. Неужто Иван Кустовинов просто повторит то, что уже было, немного изменив расклады? Конечно нет! У писателя не только с иронией, никуда из книги не девшейся, полный порядок, но и с воображением. А еще он решил увеличить долю психологизма, что, конечно, пошло на пользу истории. На старой почве он взрастил нечто новое, опять удивив сюжетными поворотами и напугав едва ли не больше, чем в первый раз. И пусть читатель уже готов к сочетанию триллера с мистикой, из которого рождается этот хоррор, он все равно не рассчитывает на то, что его ждет. Насколько дилогия страшная, если убрать эмоции? Зависит от степени впечатлительности. Кто-то еще долго не сможет заходить в ванную комнату или на кухню, а спать станет исключительно с включенным светом. Кто-то воспримет произведение скорее как социальную остросюжетку и задумается над тем, что не так с нашим социумом и его представителями, почему в экстремальных ситуациях они ведут себя именно так и много ли среди нас героев. Но не принципиально, как реагировать на творчество Ивана Кустовинова, ясно, что потенциал у писателя есть, и, вполне вероятно, его хватит на еще одну историю про Рокдейл. В конце концов, мы ведь живем в эру сериалов. |
|
|
|
|
Всего комментариев: 0 | |