29 Янв 2025
5 ТУР. ДИАМАНТ D-E-F. Голосование
Это было, пожалуй, самым сложным заданием турнира. Кому-то даже показалось невыполнимым. Но тем не менее все участники турнира прислали свои работы! И нам нужно их оценить!
А оценивать придется вдумчиво, потому что дальше - финал! И будет финал двух или трех участников решать только зрителям!

Участник 1

Про-хвосты
 
Мышка
глупая, смелая
выбегает, хватает, грызёт.
Игра с азартом, ловля воришки.
Выжидает, охотится, ждёт
чёрная, белая
кошка.

*явор – белый клён

Участник 3

Мотылёк
красивый, радостный
летает, кружится, порхает.
Эклектизм! А какой от эклектики толк?
Лелеет, живит, опыляет.
Белый, красный
Цветок.

P.S. Красный мак и Белый Кит в пояснениях не нуждаются.
Перевёртыш – мотылёк – бездельник, кружится,  порхает,
 он же мотылёк – труженик, живит, опыляет.

Участник 4

 

В рабстве соцсетей

Мама

Выжатая, усталая

Готовит, играет, гуляет.

Фото размыто. Добро запретграма

Травмирует, бьёт, оставляет

Чёрныеалые

Шрамы.

 

*Свитки Торы пишутся только чёрными чернилами.

*Алая роза.


Участник 11

«Дети Солнца»

Восход
Жемчужный и медовый
Разбудит, зашумит и заревёт.
Единые в кро
вино озеро забот
Поможет разобрать, не подведёт
Карминный и бордовый
Заход.



Голосование продлится до 30 января 13 час. МСК
 
Январь - 2025 / 217 / webmanya / Рейтинг: 4 / 2
Всего комментариев: 19
avatar
0
15 Оргкомитет • 13:20, 30 Янв 2025
Участник 3 выбывает из турнира в связи с нарушением условия анонимности! В финал переходят три участника.
avatar
17 Kiprenko • 13:53, 30 Янв 2025
почему не два: первый и четвертый? По числу голосов участник 11 явно выбывает. Такое чувство, что кому-то очень сильно хотелось его оставить. Любой ценой.
avatar
18 axacal • 15:51, 30 Янв 2025
Всякому конкурсу нужен пиар.
Проверенный способ один - скандал.
Гляжу, закипают страсти...
Не буду и я безучастен.

Очень сильно задумался, участвовать ли в конкурсах на этом сайте. Надеюсь, организаторы что-то объяснят тем, кто с большим интересом следил за ходом Турнира и хотел узнать имена финалистов.
avatar
10 Алёна_Иванова • 22:33, 29 Янв 2025
Отзыв. Часть 2

Подробные отзывы о стихотворениях участников.

Участник 1
«+»
1. Игра слов в названии стихотворения.
2. Ровный ромб.
3. Ключевые слова составлены из правильных букв, без вольностей.
4. Логичные словосочетания «ключевое слово + цвет».
5. Оригинальные слова и образы в обеих парах «ключевое слово + цвет».
6. Удачно отражено противопоставление существительных в строках 1 и 7.
«–»
1. Пары «ключевое слово + цвет» не связаны по смыслу с существительным в 7-й строке.
2. Пары «ключевое слово + цвет» не имеют отношения к содержанию стихотворения.
3. Кошка не может быть одновременно чёрной и белой. Она бывает лишь чёрно-белой, но это считается одним цветом.
4. Сбой ритма в строке 4 из-за неверного ритмического ударения («ловлЯ»).
5. Отсутствие рифмы в основной паре «мышка – кошка» (и «воришки – кошка»).
6. Бедная рифма «грызёт – ждёт».
7. Пунктуационные ошибки в строке 2 (нет обособления запятыми).

Участник 3
«+»
1. Ровный ромб.
2. Ключевые слова составлены из правильных букв, без вольностей.
3. Логичные словосочетания «ключевое слово + цвет».
4. Удачная ключевая конструкция «цветок – красный – мак», сочетающаяся с содержанием стихотворения.
«–»
1. Нижняя половина стихотворения (строки 5-6) относится к существительному не в 7-й строке, а в 1-й строке. Это разрушает содержательную структуру диаманта. «Перевёртыш» в данном случае – не оправдание.
2. Ключевая конструкция «белый – кит» не связана по смыслу с существительным в 7-й строке.
3. Ключевая конструкция «белый – кит» не имеет отношения к содержанию стихотворения.
4. Непоследовательность в плане ритма. То ли он есть, то ли его нет. Из-за этого стихотворение читается вслух не вполне ровно.
5. Бедная рифма «порхает – опыляет».
6. Пунктуационные ошибки в строке 2 (нет обособления запятыми).
7. Пунктуационная ошибка в строке 5 (лишняя точка).

Участник 4
«+»
1. Ровный ромб.
2. Ключевые слова составлены из правильных букв, без вольностей.
3. Логичные словосочетания «ключевое слово + цвет».
4. Оригинальные слова и образы в ключевой паре «чёрные – Тора».
5. Хорошие рифмы.
«–»
1. Пары «ключевое слово + цвет» не связаны по смыслу с существительным в 7-й строке. Конструкция «шрамы – алые – роза» бессвязна в контексте.
2. Пары «ключевое слово + цвет» не имеют отношения к содержанию стихотворения.
3. Неочевидна суть противопоставления существительных в строках 1 и 7.
4. Неясный смысл стихотворения.
5. Сбой ритма в паре строк 2-6.
6. Пунктуационные ошибки в строке 2 (нет обособления запятыми).

Участник 11
«+»
1. Символичное название стихотворения.
2. Ключевые слова составлены из правильных букв, без вольностей.
3. Логичные словосочетания «ключевое слово + цвет».
4. Оригинальные слова и образы в обеих парах «ключевое слово + цвет».
5. Пары «ключевое слово + цвет» связаны по смыслу с существительным в 7-й строке.
6. Пары «ключевое слово + цвет» сочетаются с содержанием стихотворения.
7. Эффектная ключевая конструкция «роза – карминный – заход – бордовый – вино».
8. Симметричный словарный состав в парах строк 2-6 и 3-5 с учётом служебных частей речи.
9. Удачно, изящно отражено противопоставление существительных в строках 1 и 7.
10. Логичные выразительные сочные эпитеты в строках 2 и 6.
11. Игра противоположных слов в строках 1 и 7.
12. Выдержанный размер. Ямб: в строках 1-7 – двустопный; в строках 2-6 – трёхстопный; в строках 3-5 – пятистопный; в строке 6 – шестистопный с цезурой посередине.
13. Хорошие рифмы.
«–»
1. В строках 4 и 5 одинаковое количество знаков с пробелами: 30 штук. Ромб не совсем ровный.
2. Пунктуационные ошибки в строке 2 (нет обособления запятыми).

Вывод.
Участник 11 – объективный лидер пятого тура. Его стихотворение – отличный пример того, как можно обыграть мнимо незатейливую пару однокоренных антонимов.
avatar
9 Алёна_Иванова • 22:31, 29 Янв 2025
Отзыв. Часть 1

Не считая пояснительных комментариев, в самом тексте задания было изложено и показано на примере главное условие задания пятого тура.
1. Нижняя половина стихотворения (строки 5–7) относится к существительному в 7-й строке.
2. Строка 6 состоит из двух прилагательных, характеризующих существительное в 7-й строке.
3. Соседние слова в строках 4 или 5 можно мысленно соединить. Тогда на стыках этих слов конечные и начальные буквы образуют новые, ключевые слова.
4. Каждое ключевое слово должно быть прямо или косвенно (метафорически) связано по смыслу с одним из цветов в 6-й строке.
5. (!) Обе пары «ключевое слово + цвет» связаны по смыслу с существительным в 7-й строке (см. пример в задании).

Рефери турнира максимально упростил техническую часть задания, поставив во главу угла ключевую игру слов.
1. Ключевые слова могли лишь угадываться. При этом разрешалось применение «неправильных» букв. Допускалось читать «й» как «и», воспринимать сдвоенные буквы как одну букву и наоборот, учитывать произнесение, а не только написание слов.
2. Рифма была необязательна.
3. Размерная сетка была необязательна.
4. Количество слогов и печатных знаков в парах строк 1-7, 2-6, 3-5 и во всём диаманте могло быть произвольным.
Единственным очевидным пожеланием, касающимся формы (а не содержания), стало то, чтобы в результате визуально образовался ромб. Следовательно, чем симметричнее строки, тем лучше.

По поводу содержания – в форме «диамант» важны только самостоятельные части речи (в задании – существительные, прилагательные и глаголы), а не их синтаксические функции в предложении.
Служебные части речи (предлоги, союзы, частицы), а также междометия можно использовать по желанию (правда, чем меньше, тем лучше).
Дополнительным преимуществом участников мог стать оригинальный (и логичный) выбор ключевых слов и цветов.

Замечу, что я как независимый рецензент выполняю задания вместе с участниками турнира, преследуя несколько целей:
1) показать, что задание выполнимо и его можно выполнить качественно, даже максимально усложнив задачу;
2) подтвердить право на подробный конструктивный разбор стихотворений участников;
3) доказать, что к этому отзыву (и к внеконкурсным стихотворениям) можно обращаться в качестве примеров для дальнейшего улучшения авторских работ.
Не стала сочинять только стихотворение в третьем туре, поскольку задание было очень простым по форме и не требовало дополнительных пояснений. А содержание являлось делом вкуса и воображения участников.

Итак, что же предложили участники в пятом туре?

Сначала рассмотрю главное условие задания: цвета и ключевые слова.
Все участники успешно составили ключевые слова из правильных букв, безо всяких вольностей.
Все участники образовали логичные словосочетания «ключевое слово + цвет».
Некоторые участники выбрали оригинальные слова и образы: 1 – обе пары, 4 – первая пара, 11 – обе пары.
Но! Только участник 11 правильно выполнил задание! Он соединил по смыслу ключевые пары и существительное в строке 7, к которому они относятся (у участника 3 удачной в этом плане является лишь одна ключевая конструкция: «цветок – красный – мак»). И обе конструкции сочетаются с содержанием стихотворения. «Закат, карминный, как роза, и бордовый, как вино Бордо» – образ, изумительный во всех отношениях!

Участник 11 постарался: единственный справился с дополнительными усложнёнными условиями – вводом в стихотворение рифмы и ритма.
Размер – ямб: в строках 1-7 – двустопный; в строках 2-6 – трёхстопный; в строках 3-5 – пятистопный; в строке 6 – шестистопный с цезурой посередине.
Рифма во всех строках хорошая. Объясню детали, которые могут вызвать вопросы.
Когда рифмуются три слова и более (здесь: «восход – забот – заход»), допускаются простые варианты («восход – заход»). Тем более в рассматриваемом стихотворении их разделяет созвучное слово «забот» (ср. «заход»). К тому же пара «восход – заход» в контексте представляет собой игру слов.
Пара «заревёт – подведёт» – рифма с чередованием (рифма с перестановкой). Это рифма, в составе которой согласные звуки или части слова чередуются между собой, создавая звуковое сходство. А именно: «зарЕВёт – подВЕдёт». Предударные гласные и рифмующиеся слоги совпадают.

Нужно отметить, что все остальные участники тоже попытались добавить рифму и ритм. Однако не получилось ни это (кроме рифмы у участника 4), ни главное условие задания. Внимательность и определение приоритетов – очень ценные навыки!
Далее при оценке стихотворений буду учитывать упомянутые попытки участников, поскольку все приняли эти дополнения и кто-то успешно выполнил работу.
avatar
11 mapusl • 23:03, 29 Янв 2025
Алёна, позвольте при всем уважении к Вашему опыту, таланту и очень атмосферному стихотворению про Фродо, но где было правило под номером 5?
avatar
12 Алёна_Иванова • 08:03, 30 Янв 2025
mapusl, большое спасибо за приятные слова!
Если Вы имеете в виду наличие рифм по схеме aBCaCBa (пункт 5 в рассказе о диаманте «Легенда»), то такая схема была в стихотворении-примере, приложенном к заданию пятого тура.
А вообще в диаманте, согласно общему правилу, может быть либо одна рифма на все строки, либо две или три разные рифмы (в последнем случае возникают варианты рифмовки).
Поскольку главной в задании пятого тура была игра ключевых слов, то остальные параметры были упрощены и наличие рифмы не требовалось. Однако все участники попробовали написать диаманты в рифму, поэтому в отзыве я учла данный критерий.
avatar
13 mapusl • 08:38, 30 Янв 2025
Нет. 5. (!) Обе пары «ключевое слово + цвет» связаны по смыслу с существительным в 7-й строке (см. пример в задании).это само по себе логично, но нигде этого требования не было. И уж если красный идол к богам относится, то коричневое гетто - нет.
avatar
14 Алёна_Иванова • 09:28, 30 Янв 2025
mapusl, в задании пятого тура это требование было отражено в предложении: «Нижняя часть адаманта (адаманты) всегда противоположна, противопоставлена верхней», а также в приведённом примере. Если в задании и содержалась какая-либо недосказанность, то пример всё прояснял. Ключевые конструкции в примере (как и всё стихотворение) метафоричны. Объяснения логической связи есть в истории.
Требования к стихотворной форме были снижены до предела именно для того, чтобы участники посвятили всё время работе над содержанием. Построение ключевых конструкций было изюминкой задания.
avatar
16 mapusl • 13:48, 30 Янв 2025
Благодарю. Новые слова - в 4 строке, она , строго говоря между верхней и нижней частями. Я не спорю, что если новые слова очевидно вписались в придуманный сюжет - это отлично, уместно, логично. Но все же такого обязательного , четко озвученного критерия не было.
avatar
19 Алёна_Иванова • 16:21, 30 Янв 2025
mapusl, да, в тексте задания пятого тура действительно было мало подробностей для такой сложной твёрдой формы. По этой причине я ориентировалась по стихотворению-примеру, так как оно являлось частью задания. А в комментариях попросила рефери уточнить несколько моментов, чтобы помочь участникам. Сама же написала внеконкурсное стихотворение с учётом всех возможных правил диаманта, сверившись с научными источниками.
Мои отзывы нацелены исключительно на поддержку участников турнира, которые всего за сутки, с короткой суточной передышкой, изо всех сил пишут впечатляющие стихотворения в причудливых формах и жанрах. Ведь за безликими номерами скрываются живые талантливые смелые люди!
Я пишу стихотворения и отзывы по собственному желанию, объективно и подробно объясняя, чьи стихотворения в каждом туре наиболее удачны с точки зрения стиховедения.
Эти отзывы никак не связаны с голосованием и решениями оргкомитета. Если кто-то из читателей принимает аргументы во внимание, то приятно – приятно поддержать самого ответственного участника того или иного тура.
Причём в разных турах лидеры, по моей версии, были разными. Личности участников мне неизвестны.
Подчеркну, что я называла только лидеров. А суть голосования противоположная: выбор выбывающего участника (или участников).
В финальном голосовании лидера, естественно, не назову (только сухо, без акцентов перечислю плюсы и минусы), чтобы выбор остался за читателями. Просто очень хотелось бы, чтобы они серьёзно относились к оценке стихотворений – тем более при наличии строгих критериев заданий. Ведь участники – яркие самобытные авторы и лично у меня нет однозначного фаворита.
Пусть те, кто и вправду достоин, будут вознаграждены!
avatar
7 Алёна_Иванова • 17:13, 29 Янв 2025
Немного поторопилась и в рассказе о своём диаманте «Легенда» (комментарий 1), в последнем пункте 7, допустила неточность (на общий смысл она не влияет).
Ниже – исправленный текст.

7. Количество знаков с пробелами в строках.
Сетка знаков по строкам: 5 – 16 – 25 – 28 – 24 – 15 – 5.
Если не считать крайние знаки препинания во второй и третьей строках (запятую и точку соответственно), то количество знаков в парах строк 2-6 и 3-5 будет равным. Разница допущена специально.
Всё доброе перечислено в верхней части стихотворения (в строках 1–3), всё злое – в нижней части (в строках 5–7). В романе «Властелин колец» Добро побеждает Зло. По этой причине каждая центральная «добрая» строка на один незаметный знак препинания длиннее, чем каждая парная «злая» строка. Незаметность символизирует упорный путь к победе на грани отчаяния и неприметность маленьких хоббитов – Фродо и Сэма, которые смогли выполнить миссию.
avatar
3 Василий Боровиков • 15:32, 29 Янв 2025
1.3 4 молодцы. 11 похоже нарушил правила - много предлогов. И ради всего святого дайте оставшимся участникам просто написать стихи! Достали уже эти математические головоломки.
avatar
5 tanykalash • 16:25, 29 Янв 2025
Согласна с вами, в финале хотелось бы увидеть более фирменное творчество авторов, чем способности решать головоломки. В последнем мы уже убедились
avatar
6 Даша_Гри • 17:04, 29 Янв 2025
Наличие предлогов не является нарушением smile
Рефери писал, что лучше без них, но с ними можно smile
avatar
8 Алёна_Иванова • 17:13, 29 Янв 2025
Василий, настоящие качественные стихотворения в любых формах – это в значительной степени «математические головоломки». Кроме ритма, рифмы и известных из школьной программы основных художественных приёмов нужно применять обширные знания и средства из таких разделов стиховедения, как «Метрика стиха», «Ритмика стиха», «Рифмовка стиха», «Строфика стиха», «Мелодика стиха», «Инструментовка стиха» и
«Фоника стиха». Причём делать это так, чтобы всё вышеперечисленное выглядело естественно и помогало раскрыть смысловые пласты стихотворения.
А в заданиях турнира просто взяты более твёрдые формы, выявляющие не только богатство воображения авторов, но также их техническое мастерство и гибкость фантазии. Как итог – оценка турнирных стихотворений (при объективном внимательном подходе) получается более верной и честной.
avatar
2 Лидия Матвеева • 15:11, 29 Янв 2025
Вот эта баттл! Все хороши!
По порядку.
Номер 1. Всё понравилось.
Номер 3. Непонятный постскриптум про перевёртыш.
И "эклектизм" утяжелил стихотворение.
Номер 4. Всё понравилось.
Номер 11. Ромбик не получился. В пятой строчке три глагола, конечно, но это же два сказуемых - то есть два действия.

Рефери в комментариях разрешил использовать предлоги и союзы, но сказал, что лучше вообще без них. Единственный, у кого нет ни предлогов, ни союзов - номер 4.
avatar
4 tanykalash • 16:23, 29 Янв 2025
Считаю, что все условия необходимо прописывать сразу, участники могли посмотреть задание и не увидеть потом комментариев.
avatar
1 Алёна_Иванова • 14:44, 29 Янв 2025
Мой внеконкурсный диамант D-E-F. Удалось соблюсти все-все-все правила!
Успела написать стихотворение до начала голосования (честное слово!). Но возможность опубликовать комментарий появилась только сейчас.

Легенда
(по роману Дж. Р. Р. Толкина «Властелин колец»)

Нора,
Малая, памятная,
Радует, прячется, снится.
Город, руины… Угроза, ветра…
Мучает, высится, мстится
Алая, пламенная
гора.

* Мститься – казаться, мерещиться, чудиться.

Особенности диаманта «Легенда».

1. Тема.
Путешествие хоббита Фродо (главного героя романа) от его уютного дома – норы-смиала – до жуткой горы Ородруин. Следовательно, первое и последнее слова стихотворения – «нора» и «гора» соответственно.

2. Противоположные образы в четвёртой строке.
Первое и второе слова («Город, руины…») ассоциируются с первой частью стихотворения, где речь идёт о доме («норе»), о цивилизации.
Третье и четвёртое слова («Угроза, ветра…») ассоциируются со второй частью стихотворения, где речь идёт о бесприютной дикой местности («горе»).

3. Скрытые ключевые слова в четвёртой строке.
Соединив первую и вторую пары слов в четвёртой строке, можно прочесть слова «Ородруин» и «завет». Буквы, образующие эти слова, точны: не нужно ничего домысливать (например, читать «й» как «и», воспринимать сдвоенные буквы как одну букву и наоборот, учитывать произнесение слов).

4. Связь цветов в шестой строке и ключевых слов в четвёртой строке.
«Алая, пламенная гора».
* Гора – алая – Ородруин.
** Гора – пламенная – завет.
Пояснения.
* Согласно Дж. Р. Р. Толкину, в переводе с эльфийского языка Ородруин (orod + ruin) значит ‘гора красного пламени’. Дословный перевод отражён в 6-й и 7-й строках стихотворения: «Алая, пламенная гора».
Алая (т. е. красная) гора – Ородруин (первое ключевое слово).
** Кроме буквального смысла «огненная, пылающая», слово «пламенная» ассоциируется с переносным значением «пылкий, страстный, воодушевлённый» (ср. «пламя души», «пламя любви», «пламя борьбы»).
В этом смысле ассоциативная связь далее устанавливается со вторым ключевым словом «завет». Фродо, ведомый Светом – пламенем чистой души, пламенем любви к родине и пламенем борьбы за всё Средиземье – выполняет гласный и негласный завет всех тех, кому прежде не удалось уничтожить Кольцо Всевластья. Хоббит несёт Кольцо на гору Ородруин, чтобы расплавить в недрах.

5. Рифмы.
Схема рифм: aBCaCBa.
В парах строк 1-7 и 2-6 глубокая рифма, распространяющаяся практически на всю строку.

6. Размеры.
В основных крайних строках 1 и 7 – ямб.
Во всех центральных сроках – дактиль.
Количество стоп и слогов увеличивается до четвёртой строки, а затем симметрично уменьшается. В парах строк 1-7, 2-6, 3-5 одинаковый размер.

7. Количество знаков с пробелами в строках.
Сетка знаков по строкам: 5 – 16 – 25 – 28 – 24 – 15 – 4.
Если не считать крайние знаки препинания в первых трёх строках (запятую, запятую, точку), то количество знаков в парах строк 1-7, 2-6, 3-5 будет равным. Разница допущена специально.
Всё доброе перечислено в верхней части стихотворения (в строках 1–3), всё злое – в нижней части (в строках 5–7). В романе «Властелин колец» Добро побеждает Зло. По этой причине каждая «добрая» строка на один незаметный знак препинания длиннее, чем каждая парная «злая» строка. Незаметность символизирует упорный путь к победе на грани отчаяния и неприметность маленьких хоббитов – Фродо и Сэма, которые смогли выполнить миссию.
avatar
Издательская группа "Союз писателей" © 2025. Художественная литература современных авторов