Сказочное обозрение № 20 (3/2016)
|
|
Nikolai | Дата: Пятница, 24 Июн 2016, 08:27 | Сообщение # 26 |
Его Величество Читатель
Группа: Модератор форума
Сообщений: 6802
Награды: 71
Репутация: 218
Статус:
|
"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков" Лао-Цзы.
Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?" Редактор газеты "Сказобоз"
|
|
| |
Nikolai | Дата: Пятница, 24 Июн 2016, 08:27 | Сообщение # 27 |
Его Величество Читатель
Группа: Модератор форума
Сообщений: 6802
Награды: 71
Репутация: 218
Статус:
| Говорили мне уже раз пять наверное, что в Москве каждое лето фестиваль исторический проходит. «Времена и эпохи» называется. Всё-то я никак попасть на него не мог. Но в этом году решил твёрдо: пойду! Экипировался как следует, чуть не за месяц все тучи зарядил, насосы на них проверил, до отказа водой запасся. Собрался основательно и заранее явился в парк Коломенское – на место проведения фестиваля. Хожу кругами, приминаю траву на большой луговине, прижимаю к земле пыль по дорожкам, напитываю водой песок ристалища. Хожу и всё думаю: «А вдруг меня испугаются и фестиваль отменят?» Кто же будет рад такому гостю как я - чай, не засуха, поля поливать не требуется. Но напрасно терзался и нервничал, нет, не отменили. Выходит и я – человек, выходит и мне - дождю поглазеть можно!
"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков" Лао-Цзы.
Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?" Редактор газеты "Сказобоз"
|
|
| |
Nikolai | Дата: Пятница, 24 Июн 2016, 08:27 | Сообщение # 28 |
Его Величество Читатель
Группа: Модератор форума
Сообщений: 6802
Награды: 71
Репутация: 218
Статус:
|
"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков" Лао-Цзы.
Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?" Редактор газеты "Сказобоз"
|
|
| |
Nikolai | Дата: Пятница, 24 Июн 2016, 08:27 | Сообщение # 29 |
Его Величество Читатель
Группа: Модератор форума
Сообщений: 6802
Награды: 71
Репутация: 218
Статус:
| Утром, лишь открылись ворота парка, засновали туда-сюда люди в чёрных полицмейстерских дождевиках. На всякий случай приехала и спряталась от меня под дерево карета скорой помощи. В довершении необходимых на таких мероприятиях спецслужб явились пожарные. Тут мне даже обидно сделалось: уж эти могли бы не приезжать. Сегодня я вместо них дежурю. Если что – так припущу - брандмейстеры и рукава раскатать не успеют.
"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков" Лао-Цзы.
Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?" Редактор газеты "Сказобоз"
|
|
| |
Nikolai | Дата: Пятница, 24 Июн 2016, 08:28 | Сообщение # 30 |
Его Величество Читатель
Группа: Модератор форума
Сообщений: 6802
Награды: 71
Репутация: 218
Статус:
|
"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков" Лао-Цзы.
Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?" Редактор газеты "Сказобоз"
|
|
| |
Nikolai | Дата: Пятница, 24 Июн 2016, 08:28 | Сообщение # 31 |
Его Величество Читатель
Группа: Модератор форума
Сообщений: 6802
Награды: 71
Репутация: 218
Статус:
| Вот и участники. Ай да забава! Я таких нарядов без малого столетий восемь - девять не мочил. Рубахи, порты сермяжные, на женщинах – понёвы. В плащи кутаются, ворчат на меня. Шатры поставили, ремёслами занялись, зрителей собирают. Металл куют, глину месят. Ну, я им водицы плеснул: металл закалить надо, да и глина без водицы – камень и пыль, а с водой – горшок.
"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков" Лао-Цзы.
Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?" Редактор газеты "Сказобоз"
|
|
| |
Nikolai | Дата: Пятница, 24 Июн 2016, 08:29 | Сообщение # 32 |
Его Величество Читатель
Группа: Модератор форума
Сообщений: 6802
Награды: 71
Репутация: 218
Статус:
|
"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков" Лао-Цзы.
Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?" Редактор газеты "Сказобоз"
|
|
| |
Nikolai | Дата: Пятница, 24 Июн 2016, 08:29 | Сообщение # 33 |
Его Величество Читатель
Группа: Модератор форума
Сообщений: 6802
Награды: 71
Репутация: 218
Статус:
| Камнерезам тоже помощь оказал: камень смочил, чтоб крошка в глаза не отскакивала. Пробежал по оставленным резцом канавкам и удивился – это же руны скандинавские. Шведы? Вот, голова у меня, что решето – фестиваль-то международный.
"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков" Лао-Цзы.
Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?" Редактор газеты "Сказобоз"
|
|
| |
Nikolai | Дата: Пятница, 24 Июн 2016, 08:30 | Сообщение # 34 |
Его Величество Читатель
Группа: Модератор форума
Сообщений: 6802
Награды: 71
Репутация: 218
Статус:
| Англичане от меня под тентом шерсть прячут, боятся вымокнет, растянется. А куклы-то у них какие своеобразные в кошёлке сидят – вроде бабки, да с совиными глазами. Интересно, как на таких кукол соколики посмотрят?
Извините, птички, я вам крылышки размять чуть позднее дам, тучки раздвину, солнышко покажу, а пока посидите, позабавляйте публику. Сокольничие больно интересно рассказывают.
"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков" Лао-Цзы.
Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?" Редактор газеты "Сказобоз"
|
|
| |
Nikolai | Дата: Пятница, 24 Июн 2016, 08:30 | Сообщение # 35 |
Его Величество Читатель
Группа: Модератор форума
Сообщений: 6802
Награды: 71
Репутация: 218
Статус:
|
"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков" Лао-Цзы.
Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?" Редактор газеты "Сказобоз"
|
|
| |
Nikolai | Дата: Пятница, 24 Июн 2016, 08:31 | Сообщение # 36 |
Его Величество Читатель
Группа: Модератор форума
Сообщений: 6802
Награды: 71
Репутация: 218
Статус:
| Постоял я, послушал, и дальше пошёл. То под тент к свечникам загляну, то в музыкальный шатёр просочусь.
Нужно меда отведать, калачом закусить, кваса испить, салом заесть.
"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков" Лао-Цзы.
Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?" Редактор газеты "Сказобоз"
|
|
| |
Nikolai | Дата: Пятница, 24 Июн 2016, 08:33 | Сообщение # 37 |
Его Величество Читатель
Группа: Модератор форума
Сообщений: 6802
Награды: 71
Репутация: 218
Статус:
|
Вьюсь у палаток, стучусь в пологи – не пускают. Там воины к сражению готовятся. Опробовал крепость щитов, на улице оставленных, - Сосна. Квёлые больно. Но ничего, в двадцать первом веке сойдёт. Не десятый ведь не дворе, не злобное средневековье, мечи не заточены.
"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков" Лао-Цзы.
Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?" Редактор газеты "Сказобоз"
|
|
| |
Nikolai | Дата: Пятница, 24 Июн 2016, 08:35 | Сообщение # 38 |
Его Величество Читатель
Группа: Модератор форума
Сообщений: 6802
Награды: 71
Репутация: 218
Статус:
| Вот и битва. Выстроились на ристалище полтора десятка воинов. Доспехи скандинавские, щиты чёрные с белой расктрылетившийся птицей. Как-как они называются? Дружина «Дохлый гусь»?! Ах, не дохлый, а мёртвый. Один чёрт. Нет, Один – не чёрт, а верховный скандинавский бог – омографы просто попались. Ударение куда нужно поставьте и перечитайте. А пока читаете - зрители гогочут: полтора десятка скандинавских гусей вместо битвы дружно выплясывают «Танец маленьких утят» под песенку на стихи Юрия Энтина. Мне тоже стало смешно, не выдержал, аж разрыдался. «Утята» драпанули от меня по палаткам.
"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков" Лао-Цзы.
Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?" Редактор газеты "Сказобоз"
|
|
| |
Nikolai | Дата: Пятница, 24 Июн 2016, 08:36 | Сообщение # 39 |
Его Величество Читатель
Группа: Модератор форума
Сообщений: 6802
Награды: 71
Репутация: 218
Статус:
|
Вместо них на арену вышел… мать честная! Да это же тролль! Ох и рожа, ну рожа: красная, щекастая, зубастая, нос сизый, на голове - шлем ведром. Здоров и кругл тролль, толстомяс. Сам идти не может – под руки ведут, вернее катят. Одним словом – подозрительная личность. Полиция не дремлет. Им что тролль, что не тролль, а документ быть должён! Не прошёл тролль фейсконтроль, а может паспорт поддельный – прогнали его с арены доблестные шведские викинги. Настоящие, шведские, говорю же: международный фестиваль.
"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков" Лао-Цзы.
Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?" Редактор газеты "Сказобоз"
|
|
| |
Nikolai | Дата: Пятница, 24 Июн 2016, 08:37 | Сообщение # 40 |
Его Величество Читатель
Группа: Модератор форума
Сообщений: 6802
Награды: 71
Репутация: 218
Статус:
|
Теперь конники по рингу друг за другом носятся, мечами машут. Очень уж лошадки побегать хотят, застоялись.
"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков" Лао-Цзы.
Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?" Редактор газеты "Сказобоз"
|
|
| |
Nikolai | Дата: Пятница, 24 Июн 2016, 08:38 | Сообщение # 41 |
Его Величество Читатель
Группа: Модератор форума
Сообщений: 6802
Награды: 71
Репутация: 218
Статус:
|
У-у, а вот это серьёзно, готовьтесь, братцы полицмейстеры, тут крестовый поход на сарацинов затевается. Поспешу посмотреть, а пока воины тянутся загляну на пристань, не пешком же сюда шведы пришли.
"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков" Лао-Цзы.
Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?" Редактор газеты "Сказобоз"
|
|
| |
Nikolai | Дата: Пятница, 24 Июн 2016, 08:38 | Сообщение # 42 |
Его Величество Читатель
Группа: Модератор форума
Сообщений: 6802
Награды: 71
Репутация: 218
Статус:
|
Точно, не пешком. Драккар пришвартован. А что за утлая посудина рядом, и в ней мужик унылый меня клеймит? Ах, так он воду вычёрпывает. Бедолага. Ты бы, мужик, на бережок вышел, да посмотрел, как лодки делают, а то разнылся. Не боись, не затоплю твою посудину, прикрою на тучке краник, пока смотреть будешь.
"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков" Лао-Цзы.
Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?" Редактор газеты "Сказобоз"
|
|
| |
Nikolai | Дата: Пятница, 24 Июн 2016, 08:39 | Сообщение # 43 |
Его Величество Читатель
Группа: Модератор форума
Сообщений: 6802
Награды: 71
Репутация: 218
Статус:
|
Ах ты, и я на лодки засмотрелся, а тут уже крестоносцы с сарацинами побратались. Кончился фестиваль. Победила дружба.
"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков" Лао-Цзы.
Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?" Редактор газеты "Сказобоз"
|
|
| |
Nikolai | Дата: Пятница, 24 Июн 2016, 08:40 | Сообщение # 44 |
Его Величество Читатель
Группа: Модератор форума
Сообщений: 6802
Награды: 71
Репутация: 218
Статус:
|
Мне, как дождю, понравилось очень. Почаще заглядывать теперь на фестиваль буду - обещаю. Только одно нехорошо вышло: вы, детишки, уж простите меня, не дал я вам поиграть, порезвиться как следует.
"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков" Лао-Цзы.
Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?" Редактор газеты "Сказобоз"
|
|
| |
Nikolai | Дата: Пятница, 24 Июн 2016, 08:41 | Сообщение # 45 |
Его Величество Читатель
Группа: Модератор форума
Сообщений: 6802
Награды: 71
Репутация: 218
Статус:
|
Но дело в том, что Змей Горыныч на травке еще с вечера готовеньким прикорнул. Баба-Яга шибко добрая оказалась, сама в котёл влезла. Бурушка объелся и пахать не захотел, так соха нетронутая и осталась. А, главное, камень придорожный, тот самый, что с Перекрёстка, тролль – пакостник, на другое место отволок, посреди полянки ткнул. Как отволок? Волоком. Влез в чужую сказку и напакостил. Честно, честно, я сам видел.
"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков" Лао-Цзы.
Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?" Редактор газеты "Сказобоз"
|
|
| |
Nikolai | Дата: Пятница, 24 Июн 2016, 08:42 | Сообщение # 46 |
Его Величество Читатель
Группа: Модератор форума
Сообщений: 6802
Награды: 71
Репутация: 218
Статус:
|
"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков" Лао-Цзы.
Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?" Редактор газеты "Сказобоз"
|
|
| |
Nikolai | Дата: Пятница, 24 Июн 2016, 08:54 | Сообщение # 47 |
Его Величество Читатель
Группа: Модератор форума
Сообщений: 6802
Награды: 71
Репутация: 218
Статус:
| ЗНАКОМЬТЕСЬ! АЛЕКСАНДР БЕЛКИН.
Город автора: Башкортостан, г. Уфа. Белкин Александр Константинович родился в 1948 году в посёлке Аксаково республики Башкортостан. Окончил Уфимский авиационный институт им. Серго Орджоникидзе в 1972 году. Первые публикации появились в г. Уфе в журналах «Бельские просторы» и «Мы растём» в 2003 году. Печатался в газетах г. Уфы, г. Белебея и г. Нижнего Новгорода; в журналах г. Уфы, г. Казани, г. Новокузнецка, г. Ростова-на-Дону, г. Москвы; в коллективных альманахах «Слово», «Истоки» и «Литературный БАШКОРТОСТАН» г. Уфы; «Спутник», «Российская литература», «Современная литература России» и «Золотая строфа» г. Москвы; «Невский альманах» и «Мост» г. Санкт-Петербурга; литературный альманах «Яснополянские зори» г. Тулы; «Антология русской народной поэзии XXI века» г. Тула. Является автором восьми книг для детей дошкольного и младшего школьного возраста: «Вы найдите время, дети», «Бабушка и внук», «Круговорот», «Дошколята», «Какая сегодня погода?», «Сказка о заблудившемся гусёнке», «Солнышко на асфальте» и «Кошка не дружит с собакой». Белкин А.К. является также автором слов к песням, записанным в электронном периодическом издании на CD «Звуки праздника» приложения к журналу «Чем развлечь гостей»: «Наступил учебный год». «Снежинки». «Шаловливый ветерок». «Почему меня ругают». «За минуту до весны». «Солнышко на асфальте», «Мамин праздник», «У мамы день рождения». Является членом «Товарищества детских и юношеских писателей России Союза писателей России». Кроме того, он автор более ста семидесяти научных работ, включая четыре монографии по преобразовательной технике и индукционному нагреву и шести учебных пособий по электрическим цепям и электромеханическим преобразователям. Белкин А.К. – лауреат Межрегионального поэтического фестиваля «Родники вдохновения», призёр Международного творческого конкурса в области литературы «ВТаланте» – 1 место, лауреат III степени Международного творческого конкурса в области литературы «Дипломофф», лауреат 3-й степени Международного литературного конкурса «Любви все возрасты покорны – 2016 (январь – февраль)» Общественного движения «Конгресс интеллигенции Тульской области», Академии русской народной поэзии ХХ1 века, лауреат премии комсомола Башкирии в области науки и техники и заслуженный изобретатель Республики Башкортостан.
"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков" Лао-Цзы.
Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?" Редактор газеты "Сказобоз"
|
|
| |
Nikolai | Дата: Пятница, 24 Июн 2016, 08:55 | Сообщение # 48 |
Его Величество Читатель
Группа: Модератор форума
Сообщений: 6802
Награды: 71
Репутация: 218
Статус:
|
НАШИ ЮНИОРЫ.
"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков" Лао-Цзы.
Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?" Редактор газеты "Сказобоз"
|
|
| |
Nikolai | Дата: Пятница, 24 Июн 2016, 08:57 | Сообщение # 49 |
Его Величество Читатель
Группа: Модератор форума
Сообщений: 6802
Награды: 71
Репутация: 218
Статус:
| Истоки благотворительности на Руси
Ярослава О.
Конкурсное сочинение.
У нас в школе есть очень интересный факультативный предмет. Называется он Москваведение. Москва - это название моего родного города и столицы самой большой страны в мире Российской Федерации, а слово «ведение» происходит от старославянского слова «ведать» - знать. Москваведение это знания о Москве. Мне нравится этот предмет. Наша учительница замечательно рассказывает много разных историй и легенд, знакомит с настоящей историей моей малой родины. Однажды она рассказала удивительную легенду. Вот как я её запомнила:
«Если от нашей школы по улице Большая Алексеевская подняться на Красный холм, а оттуда по Рязанскому тракту спуститься к Яузе, то на той стороне реки начинается район средневековой Москвы со странным названием: «Кулишки». Пересечём мост через Яузу и по улице Салянке выйдем к Китайгородской стене. Справа, прямо над выходом из метро стоит прекрасная церковь в стиле московского барокко, которую построили в 1687-1689 годах на месте старой, деревянной церкви. Называется эта церковь: «Церковь всех Святых на Кулишках». А прямо за ней располагается серая громада здания министерства Здравоохранения Российской Федерации. Теперь того, кто читает эти строки можно поздравить: мысленно он стоит в том самом месте, куда народная молва посылает нерадивых ходоков, а именно «У чёрта на куличиках», а вернее «на Кулишках». Какое же отношение имеет чёрт к церкви и тем более к министерству Здравоохранения и вообще вся эта легенда к теме «Благотворительность»? В данном случае - самое прямое. Когда-то на месте министерства стояло здание богадельни, относящееся к церкви Всех Святых. Было это как раз в средние века. Богадельни или места где «Бог деля», то есть делают богоугодное дело, - это больницы и странноприимные дома того исторического периода. Богадельня это и больница для бедных, где их лечат и ухаживают бесплатно и дом престарелых, и инвалидный дом, и хоспис. Но историю богаделен – благотворительных заведений средневековья я расскажу позднее, а сейчас вернёмся к легенде.
Как-то раз поступила в богадельню при церкви Всех Святых на Кулишках девушка-сирота. Она была больна и попала на излечение. И в ту же ночь начались в этой богадельни странные явления: то стучит, то воет кто-то. А то по стенам из ниоткуда вода течёт. В богадельне все не на шутку перепугались, решив, что это «черт балует». Всю ночь стуки и бряки не давали спать. Утром всё кончилось, а следующей ночью возобновилось с новой силой. И так каждую ночь. Перепуганным инвалидам, больным и старикам было некуда идти, и они были вынуждены терпеть бесовские шалости и молиться о спасении душ ночи напролёт под вой, стук и потусторонние голоса среди блестящих от воды сухих стен! Кто-то в богадельне сопоставил начало бесовских игрищ с появлением в доме девушки-сироты. Естественно, её сейчас же признали ведьмой, что якобы это она вызывает дьявола. Несчастная сирота была изгнана из дома. Хорошо, что не на костре сожгли. На Руси ведь тоже на кострах ведьм сжигали, правда, не так как в Европе массово, поэтому и упоминаний меньше. Так вот, девушку выгнали, а бесы в богадельне так и не угомонились, а еще пуще прежнего шалить начали. Приобрело место дурную славу. Стали странноприимные разбегаться. Естественно, никому с чертями жить не понравится, каким бы больным или немощным человек не был. В итоге здание богадельни было снесено. Бесы угомонились, а за местом закрепилось нехорошее понятие «У чёрта на Кулишках». Москва всегда была большим торговым городом, естественной столицей и сердцем Руси. Слухи понеслись из неё по стране и название Кулишки, понятное не всем, превратилось в пресловутые куличики. Так стало: «У чёрта на куличиках».
Но вот что интересно: место хоть и бесовское и богадельню разломали, но вместо неё построили новую, гораздо больше и лучше прежней. Мало того к середине девятнадцатого века вся территория от современной Славянской площади и до Малого Устьинского моста, площадью более квадратной версты, отдаётся под богоугодные заведения. На этой же территории располагаются Здание воспитательного дома и Николаевского сиротского института, вытянувшегося вдоль берега Москвы реки и до сих пор радующего туристов и жителей города своей архитектурной красотой.
В середине двадцатого века, характерного сносом многих исторических объектов центра Москвы, многие здания богоугодного квартала были разрушены, но район так и не поменял своего первоначального назначения: теперь здесь расположилось министерство Здравоохранения и социального развития Российской Федерации, причём точно на месте первоначальной богадельни.
Наверное всё это было не случайно. Наверное в средневековой богадельни звуки и голоса пророчили именно о таком развитии событий. Видимо, московское место Кулишки навечно связано с чаяниями и надеждами обездоленных, больных и страждущих, навсегда вписав себя в историю Российской благотворительности. А история эта давняя, гораздо древнее, чем те даты, которые обширно представлены в интернете многочисленными статьями и рефератами. Романовы, Мамонтовы, Морозовы, Боткины, Бахрушины, Третьяковы это лишь верхушка айсберга. На уровне воды истории мы прочтём имена Ивана Грозного, Годунова, Владимира Мономаха и многих князей династии Рюриковичей. А если глянуть глубже…
Первый русский царь и последний представитель династии Рюриковачей, московский правитель Иван четвёртый, прозванный в народе Грозным, был великим реформатором. В числе его реформ были законы и о благотворительности. Так, например, появились чёткие статьи о финансировании богоугодных заведений царской казной и частными пожертвованиями. Появились первые механизмы регулирования движения крупных денежных сумм, выделяемых на богадельни, которые было велено строить в каждом русском городе. На Стоглавом соборе, который был собран по инициативе Ивана Грозного, было установлено проводить регулярную перепись нуждающихся, сирот и обездоленных с целью их учёта и выделения им необходимых на пропитание и содержание средств.
Иван Грозный правил в шестнадцатом веке. И в законах он уже оговаривает частную помощь нуждающимся. Нельзя исключать, что в шестнадцатом веке на Руси уже был ряд крупных благотворителей, фамилии которых не сохранила история. Но то, что они были уже тогда невозможно оспаривать. Благотворительность дело богоугодное, важное для русского человека, поэтому ни одна богатая семья не позволяла себе отстраняться от такого дела, как выделить хлеб нуждающимся, накормить сирот или оказать помощь немощным. Юродивые же, к которым, например, относится святой Василий московский, живший как раз во времена Ивана Грозного, были вообще на особом счету у русского народа всегда. Согласно легенде святой Василий собирал средства на постройку храма на Красной площади, прозванного позднее в народе Храмом Василия Блаженного. Нужно сказать, что строительство храма так же дело благотворительное. Согласно легенде нищему Василию удалось собрать большую часть необходимой суммы для постройки Покровского Собора на Васильевском спуске – месте всегдашнего обитания юродивого. Наверное, это парадокс Руси и русского человека, когда нищий может жертвовать на благотворительность огромную сумму.
Помимо Иоанна Грозного, и Василия московского в средневековой литературе называется еще ряд имён известных благотворителей, например, имя преподобного Дионисия, который во время польского нашествия (1610 год) организовывал помощь больным и раненым, или патриарха Иова, так же большую часть жизни уделившему благотворительности.
Великий князь Владимир Мономах в своём «Поучении» так же уделяет внимание благотворительности. Он пишет такие слова: «Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте божий в сердце своём и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра». Слово «милостыня» значит подаяние нуждающемуся вообще, а не только нищему. Во времена жизни Владимира Мономаха, в конце одиннадцатого века в милостыне нуждались те же самые люди, что и сейчас: нищие, больные, сироты. А в неурожайные годы число нищих возрастало катастрофически. В текстах можно встретить упоминание, когда за княжеский счёт закупалось зерно и раздавалось жителям пострадавших от голода районов безвозмездно (в отличие от церковного, которое до Стоглавого собора, выдавалось под проценты, принося многочисленным монастырям приличный постоянный доход). Вообще стоит отметить, что милостыня сравнивалась с украшением, например, золотой гривной. Считалось, что дела милосердные украшают человека, словно чины, звания и богатство. Да, почему считалось, люди не изменились с одиннадцатого века. Изменились вещи их окружающие, но понятия внутренних духовных добродетелей остались прежними. Современный богатый человек будет ни чуть не хуже средневекового, если за свой собственный счёт построит больницу, приют или выделит деньги на покупку дорогостоящего оборудования для онкологического центра. Наоборот, такой человек, часто называемый словом спонсор, возрастёт в глазах общества и займёт еще высшую ступеньку, чем был ранее, находясь просто на положении богача.
Но вернёмся в средневековую Русь. Дед Владимира Мономаха великий князь Ярослав Мудрый – реформатор и составитель первого письменного свода законов «Русской правды» так же уделял огромное значение благотворительности. Например, он основал училище, рассчитанное на триста учащихся, где мальчиков обучали церковному ремеслу.
Помимо великих князей благотворительностью занималась церковь. Это было одним из прямых назначений церкви. Богадельни и приюты для больных и страждущих организовывались в первую очередь при монастырях. Принятое в 988 году князем Владимиром Красное Солнышко православие, как религия, способная объединить разрозненные в те годы русские княжества и укрепить отношения с Византией, подхватило и расширило деятельность, направленную на помощь нуждающимся. Делать благое дело было в характере русского человека всегда, а тут открылась возможность централизованного распространения идеи человеколюбия и милосердия. При церквях и монастырях стали появляться специальные дома, куда попадали в первую очередь сироты. Их кормили, обучали и воспитывали. Они становились церковными служителями, проповедниками и миссионерами, распространяя дальше по Руси идеи православия. Со временем в эти дома стали принимать калек, обездоленных и больных. Так появились богадельни. Некоторые наиболее богатые люди тоже начали организовывать на собственные средства частные богадельни, которые получили названия странноприимных домов. Однако детям-сиротам было не место около больных. Прокатывающиеся в древнем и средневековом мире эпидемии страшных заболеваний, таких как чума, и холера, которые в двадцатом веке научились лечить, порой уничтожали всех обитателей благотворительных заведений. Встала необходимость разделения больных и здоровых нуждающихся. В первую очередь начали отделять детей. Появились приюты и воспитательные дома, переросшие после революции 1917 года в детские дома. Отделились больницы. Однако сами богадельни, так и не перестали существовать. Сейчас церковь продолжает активно эту деятельность, даря нуждающимся душевный мир, тепло и заботу.
Всё же вновь вернёмся к истокам. Что же происходило на Руси до крещения? Кто и как занимался благотворительностью и занимались ли ею вообще? И главное, где же брать материал для ответа на такой сложный вопрос? Здесь я должна сказать спасибо взрослым. Они мне очень помогли. Мне самой очень сложно читать переводы старинных документов. Признаюсь – нудно и непонятно. Наверное, нужно побольше вырасти, чтобы, читать как они. Взрослые читали, а потом рассказывали мне. Вот что я посчитала главным: сохранилось несколько договоров между Русью и Византией. В них можно найти интересные моменты. Многие русские имели своё дело на территории Византии. Это была не только торговля, но и производство. При этом семьи оставались на Родине, на Руси. В случае грабежей Византия возвращала убыток тогдашнему русскому бизнесмену из государственной казны. А в случае его гибели всё имущество описывалось и отправлялось на Русь к вдове и сиротам за счёт Византии. Это называется социальная полита – как раз то, чем занимается современное министерство Здравоохранения и Социальной политики, построенное на месте средневековой богадельни.
К сожалению, договоры между Русью и Византией были последними историческими документами, которые удалось обнаружить взрослым. И я вместе со взрослыми села думать. Если в древних договорах уже так чётко оговаривалась социальная политика, то не могла же она взяться внезапно. Должна быть предыстория и скорее всего она не маленькая. Но где её взять? Писали в Древней Руси на бересте – берёзовой коре. Материал это не прочный и быстро гниёт в земле, поэтому и не дошли до нас письменные источники. В иностранных документах упоминаний по нужной мне теме нет, как сказали взрослые. Тогда где? Я вспомнила, как однажды мама читала мне сказку «Иван Царевич и Белый Полянин» и как потом рассказывала о русском князе, который точно по сказке оказывал помощь Тамерлану деньгами и войсками. Потом вспомнилась сказка «Зимовье зверей», в которой даны чёткие указания к тому, как пережить холодную русскую зиму. В этой сказке семьи Зайцевых, Барановых, Мышкиных Козловых и Медведевых объединяются и строят общий дом. Мама всегда говорит, что сказки это «учебник с перепутанными главами». Мы просто не умеем их читать правильно. А вот учёные умеют. Там где написана «туча чёрная» нужно понимать «бесчисленное войско». Избушка на курьих ножках – священное место. Лось – не животное, а созвездие Большой медведицы. Солнцева сестра – жрица солнечного бога.
Я засела за сказки. «Крошечка-Хаврошечка» как раз история по теме. Она рассказывает и даёт советы, что и как делать сироте, если у неё злая мачеха. В сказке девочка обращается за помощью к корове и та ей помогает. Но кто-нибудь, когда-нибудь видел корову, через уши которой можно лазать? Нет. Значит вместо «коровы» нужно прочитать что-то другое. К кому предлагает обратиться за помощью древняя сказка? Конечно к жрецам. Корова это символ славянского бога Велеса. Когда девочка три раза пролезает через уши нужно понимать, как некие сложные ритуалы посвящения. А саму злую мачеху, как трудную и опасную жизнь. Эта сказка предлагает обратиться в своих невзгодах к Богу и его служителям, то есть жрецам. Нужно заметить, что сирота получает от коровы безвозмездную помощь. Девочка просто любит и ухаживает за ней. Сказка говорит о том, что приют, любовь и заботу сирота всегда найдёт в древних святилищах.
В сказке «Морозко» девочка-сирота попадает к Морозу. Там она выполняет работу по дому и получает за это большое вознаграждение. Сказка учит не отчаиваться в трудной ситуации и говорит о том, что работа всегда даст возможность к хорошей жизни, даже если ты сирота.
«Дочь и падчерица» похожа на «Морозко». Здесь сироту отправляют в лес к Медведю. Медведь животное божественное для многих древних народов. У славян даже его настоящее имя было запрещено произносить вслух. На самом деле медведя звали Бер, поэтому он и живёт в берлоге, то есть в логове Бера. К нему обращались за помощью. Просили уберечь. Его коготь носили на поясе как оберег от диких животных. Его сёстрами были Берегини. Деревом считалась берёза, и даже берег у рек и озёр назван так не случайно. На берегу Бер оберегал от страшной воды, в которой можно захлебнуться и утонуть.
И вот девочку отвозят в землянку к медведю, то есть в логово Бера. Там живёт мышка, которая учит сироту, как нужно вести себя с грозным Богом. Его нужно бояться и уважать. Девочка выполняет всё, что ей говорит мышка и получает от Бера богатую награду. Сказка учит послушанию, терпению и уважению к Богу, который всё видит, знает и всегда обережёт и наградит по заслугам.
Эта удивительная сказка известна не только у славян: русских, украинцев, белорусов. Бер, он Бер во всей Европе. Даже в Великобритании есть сказка о девочке, которую точно так же привозят к Беру в лесной домик и там мышка помогает ей.
Это самое глубокое прошлое, дошедшее до нас. Его еще нельзя разделять на народы и культуры. Оно общее, как называют «индоевропейское». Когда народы еще не разошлись по разным сторонам света и не разделились на языки и культуры. Уже тогда, предлагалось сиротам обращаться в святые места за помощью. Конечно, говорить о специальных богадельнях того периода нельзя. Сирота оставался в племени. Его брали под опеку родственники. А если он был совсем одинок, то находил новый дом у жрецов-отшельников. Мы постоянно встречаем их в сказках в виде Бабы Яги, старого-старичка, старика-годовика и других. Жрецы учили сирот, передавали им свои знания. Сироты вырастали и сами становились жрецами. Такой момент демонстрируется в мультфильме «Князь Владимир». Мальчик-сирота Олекша попадает к старику ведуну. Ведун от слова «ведать» - знать. Старик жрец бога Рода – верховное божество славян. У старика мальчик и остаётся жить.
А как же сами старики? Им тоже нужна помощь и забота. Ответ опять в сказках. Сказки учат уважать и всегда помогать старикам. У них нужно перенимать опыт и мудрость. Именно старики учат главного героя, как нужно правильно поступить в сложной жизненной ситуации. Герой уходит из дома, но потом всегда возвращается к старым родителям. Герой прошёл испытания. Он стал сильным и мудрым. Он мог жить далеко и богато. Но герой приносит свои славу и богатство родителям-старикам, как уважение и дань младших к старшим.
Любая сказка учит творить добро. Не бросать в беде нуждающегося. Поделиться всем, что есть. Оказать помощь. В сказках и спрятаны корни современной благотворительности, просто их нужно уметь увидеть и понять.
Нет ничего удивительного, что после принятия христианства именно церковь взяла на себя основную заботу о нищих, больных, сиротах и стариках. Люди шли за помощью к Богу. Это было воспитано в них с самого раннего возраста, потому что все мамы рассказывали своим детям сказки, которые учили искать помощь и понимание в святых местах. А князья и состоятельные люди испытывали потребность помогать, потому что так же с раннего детства слышали сказки, где герой никогда не проходил мимо нуждающегося.
Благотворительность является врождённой потребностью человека. Но она не чужда даже животным. Много случаев, когда звери принимают под свою опеку детей-сирот другого животного или даже человека. Рим построили Рем и Ромул, которых выкормила волчица.
Отсюда можно сделать вывод, что на нашей планете благотворительность, сострадание, милосердие и любовь являются потребностью не только человека, а вообще живых существ. Может быть на других планетах не так. Учёные еще не нашли жизнь во вселенной. Но когда они её найдут, будет интересно сравнить и перенять опыт. А пока мы должны развивать в себе эти качества. Мы должны быть еще более внимательны к нуждающимся и помогать им всем, что у нас есть.
"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков" Лао-Цзы.
Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?" Редактор газеты "Сказобоз"
|
|
| |
Nikolai | Дата: Пятница, 24 Июн 2016, 08:58 | Сообщение # 50 |
Его Величество Читатель
Группа: Модератор форума
Сообщений: 6802
Награды: 71
Репутация: 218
Статус:
| Фото, предоставленные Ярославой.
"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков" Лао-Цзы.
Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?" Редактор газеты "Сказобоз"
|
|
| |