[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Nikolai, Vera  
Литературный форум » Сказочная страна » Литературные проекты "СказОбоза" » Ваши произведения к 200-летию Лермонтова » Быстрова Анастасия "Ученик" (Номинация "Рассказ")
Быстрова Анастасия "Ученик"
Оргкомитет Дата: Воскресенье, 27 Апр 2014, 15:54 | Сообщение # 1
Долгожитель форума
Группа: Администраторы
Сообщений: 6808
Награды: 78
Репутация: 21
Ученик.

- Нет, нет, нет, Нина Ивановна. Я, конечно согласен, что Лермонтов внес вклад в развитие литературы и даже, может, быть является лучшим поэтом, но…но его «герой» явно устарел. Мысли, чувства, проблемы, о которых он рассуждает нам уже непонятны.
Так мне говорил мой ученик после урока литературы, посвященного творчеству М.Ю. Лермонтова. Сначала я не знала, что и ответить.
- Как? Как это устарел? - начала было возражать я. Но ведь проблемы, о которых говорит Лермонтов, те проблемы, которые поднимает в своем творчестве-это же вечные вопросы, вопросы, которые задают себе многие люди. Мне кажется такое не может просто взять и устареть. А кто же тогда по вашему «герой»? Герой вашего…нашего времени?
Тут я почувствовала себя старой, древней, может, не понимающей современную жизнь, современные проблемы.
- Ну не знаю. Наверное, это совсем другой человек.
- Другой? Какой? Каким должен быть современный герой? - не унималась я.
- Ну как вы не понимаете? Это богатый человек, живущий в хороших условиях, умеющий работать, зарабатывать. Успешный одним словом.
- И это все? Это все, что нужно, чтобы соответствовать званию «героя»? Ну как-то не густо,-несколько разочарованно сказала я.
Тем временем все разошлись, последние стали покидать родные стены школы. Володя взял рюкзак и медленно проговорил:
- Сейчас я пойду, но мы вернемся с вами к этому разговору. Я подумаю сегодня, что можно добавить к портрету современного человека, и мы продолжим.
- Хорошо! - устало ответила я.
Он ушел, а я подошла к окну. На школьном дворе уже никого не было, ребята разбежались, каждый по своим делам. День был замечательный. Солнце уже вовсю пригревало, с каждым днем все отчетливее ощущалась весна с ее запахами и надеждами, надеждами на скорое теплое лето, новую жизнь.
Я окинула взглядом двор. Ничего необычного. Вокруг стояли большие серые многоэтажки, с небольшими окнами. Было видно, как куда-то спешат люди, а по дороге ехали машины. Все, вроде, привычно. Но что-то было по-другому. Наверное, какая-то новая мысль, доселе не приходившая в голову, вдруг засела и заставила взглянуть на привычный пейзаж другими глазами. Неужели, правда так все изменилось? Неужели мысли и проблемы людей так изменились, что нам совсем непонятно то, что хотели сказать «великие» своими произведениями? Или просто мы не можем до конца понять их и передать молодым, научить их ценить что-то другое, нематериальное.
Вечером, придя домой, я забыла о сегодняшнем разговоре. К своему стыду надо признать, что все же жизнь берет свое. Обязанности, дела отвлекают от размышлений. А, может, это и хорошо? Хорошо, что мы можем отдавать себя всему, с чем сталкиваемся.
На следующий день к разговору мы не вернулись. И не потому, что не было желания, а просто жизнь, жизнь которая умнее и мудрее нас всех сама преподносит нам сюрпризы и уроки, называемые потом жизненными уроками. Утром мы узнали, что у Володиной одноклассницы, моей ученицы, умерла мама. И произошло это так внезапно, что поверить в это было просто невозможно. Красивая, умная здоровая женщина ушла из жизни очень быстро. Этот червь, именуемый смертельной болезнью, уничтожил ее изнутри за несколько недель. Учителя были подавлены, целый день обсуждали, как совсем недавно молодая женщина приходила на родительское собрание, потом ездила с ребятами на экскурсию, как ни у кого не было даже намека на то, что что-то с ней не так. На Катю, ее дочь, было страшно смотреть. Опухшие от слез глаза, уставшее лицо выдавало ее переживания. Многие одноклассники боялись к ней подходить, потому что просто не знали, что сказать, просто еще не сталкивались с настоящим горем, просто еще не знали жизни. Все обходили ее, все, но только не Володя. Мы знали, что он давно ей симпатизирует, они даже несколько раз ходили в кино, в общем дружили по-детски светло и наивно. Было видно, как он переживает, как хочет ей хоть чем-то помочь, но, как остальные, не знает, что сказать.
Я подумала, что надо дать ей немного времени отойти, а потом окружить ее вниманием. Володя старался, старался ей помочь, по-детски.
Прошло несколько дней, все свыклись с новой мыслью, что у Кати теперь нет мамы. Кто-то пережил легко, но только не Володя. Он каждый день учился ее понимать, сочувствовать, сопереживать.
После уроков я собирала тетради, чтобы взять их домой и проверить. Вдруг открылась дверь, на пороге, не решаясь войти, стоял Володя. Он изменился. Нет, нет, не сильно, скорее почти неуловимо, но что-то мужское и взрослое появилось у него во взгляде.
- Можно? -устало сказал он.
Да, да, конечно, проходи. Как дела? Как Катя?
Нормально,-как-то холодно сказал он. Знаете, Катин папа богат, их семья более чем обеспеченная. Так почему, почему же это произошло именно с ней?
А ты думаешь, что несчастья происходят только с бедными?
- Нет, нет конечно,- возразил мне он. Хотя по лицу было понятно, что именно так он и думал.
- Несчастья не выбирают бедных или богатых, они просто приходят, вторгаются в нашу жизнь, сметая все и всех. Это вихрь, ураган, это смерч, который так трудно пережить,- как-то неожиданно для себя выпалила я. Володю почему-то мой напор нисколько не удивил, а скорее наоборот, заинтересовал. Он стал еще более напряженно о чем-то думать.
- Хорошо. Пусть так. Но как мне помочь Кате? Как облегчить ее страдания и показать, что я здесь, рядом?
- Это знаешь только ты. Но для начала надо попытаться понять, какие чувства она испытывает, прочувствовать и разделить их. Это сложно, но всегда можно научиться этому, если заставить свою душу немного поработать,- сказала я и испугалась, сама не зная чего. Наверное того, что в слова я вкладывала слишком много эмоций. В последние годы от учителей требуют минимум эмоций, максимум знаний. Вот только привыкнуть к тому, что учитель-это подобие слуги, выполняющего свою работу, -практически невозможно. Учителя, работающие в школе не один год, вкладывали душу, эмоции в работу и учеников, а теперь старались перестроиться, слушая постоянные лекции о том, что пришло Новое время и новые виды работы. Многие пытались соответствовать, но все же то старое, привычное нам отношение к детям иногда давало о себя знать. Вот и сейчас эмоции явно взяли верх.
- Хорошо, хорошо, я постараюсь. Спасибо. А сейчас я пойду. Можно я зайду завтра.
- Конечно, заходи, когда захочешь.
С тех пор он заходил каждый день, пусть на чуть-чуть, задать только один какой-нибудь простой вопрос, но заходил. И это не могло не радовать меня. Мне было интересно общаться с ним, узнавать, чем живут молодые люди сейчас, и я с удивлением открывала для себя, что они, безусловно, отличались от нас, и очень сильно, но при этом их проблемы и думы были теми же, что и 20, и 30, и 100 лет назад.
Проходили дни, весенние, веселые. Солнце стало светить еще теплее, а в воздухе витало ощущение приближающегося летнего счастья. Возвращаясь домой, я увидела Володю с Катей. Они шли по аллее и увлеченно беседовали. Меня, конечно, они не заметили, так были поглощены беседой. А на следующий день пришел Володя и радостно сообщил, что Кате стало лучше. Они дружат, а вчера даже ходили в кино.
- Знаете, мне Катя прочитала стихотворение, свое, собственное. Я не очень понял, о чем оно, что-то про весну, солнце, радость. Но оно было такое красивое, что мне захотелось его услышать еще и еще раз.
- А почему?
- Не знаю. Может потому, что его читала Катя, а может, мне очень захотелось понять, ее понять, как она мыслит, о чем думает.
- Зачем? Недавно ты говорил, что главное-это работа, обеспеченная жизнь.
- Да, я помню. Это, безусловно, очень важно. Но что-то есть еще не менее важное, что-то, чему пока я дать название не могу, просто понимаю это.
- Хорошо. Ты молодец.
- Спасибо. Я пойду, а то у меня еще уроки.
И он ушел. А я так и осталась стоять, не смея тронуться с места, боясь сдвинуться, чтобы не потерять это удивительное чувство радости. Радости от того, что крупица добра, заложенная когда-то в душу этого молодого человека, дает всходы. Сам того не осознавая, он стал впускать в себя все те светлые чувства, которые так необходимы людям.
Проходят годы, десятилетия, века, меняется время, условия жизни, люди, но что-то остается неизменным. Вот он «герой» - герой нашего времени с другим подходом к жизни, с другими требованиями и желаниями, но в то же время все с теми же вопросами о любви, дружбе и сочувствии, какие возникали у людей давным-давно, о каких писали А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев. И именно поэтому за всеми ответами люди обращались и обращаются к классикам литературы, к тем людям, которые знали, как назвать это что-то, поселившееся в душах людей. Именно поэтому эти писатели не устаревают и не могут устареть до тех пор, пока люди буду дружить, любить, сопереживать и сочувствовать.
И очень хочется добавить, что ровно через год на одной из конференций ученик уже 10 класса Владимир Б. защищал исследовательскую работу по творчеству М.Ю. Лермонтова. А я была в числе слушающих и гордилась своим учеником.
 
Nikolai Дата: Воскресенье, 27 Апр 2014, 18:30 | Сообщение # 2
Его Величество Читатель
Группа: Модератор форума
Сообщений: 6802
Награды: 71
Репутация: 218
Здравствуйте, Анастасия!
Спасибо за Ваш искренний рассказ. Прочитал с интересом.
Цитата Оргкомитет ()
Мне было интересно общаться с ним, узнавать, чем живут молодые люди сейчас, и я с удивлением открывала для себя, что они, безусловно, отличались от нас, и очень сильно, но при этом их проблемы и думы были теми же, что и 20, и 30, и 100 лет назад.

Да, это верно. Вы правильно подметили. Этого нельзя не учитывать в общении с молодыми людьми. Они на самом деле такие же, как мы. Откуда же - непонимание?


"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков"
Лао-Цзы.

Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?"
Редактор газеты "Сказобоз"
 
margo Дата: Воскресенье, 27 Апр 2014, 21:44 | Сообщение # 3
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 488
Награды: 10
Репутация: 18
Юность все постигает на собственном опыте- расшибая лоб, закаляясь в спорах, убеждаясь, в конце концов, в своей неправоте... или правоте- что бывает реже, или, чуть позже, когда уже набиты шишки!..( к вопросу: откуда - непонимание...)

Цитата
герой нашего времени с другим подходом к жизни, с другими требованиями и желаниями, но в то же время все с теми же вопросами о любви, дружбе и сочувствии, какие возникали у людей давным-давно, о каких писали А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев.


Все-таки, духовные ценности - вот объединяющее начало " Героев" всех эпох... cool


Сообщение отредактировал margo - Воскресенье, 27 Апр 2014, 21:46
 
ledola Дата: Понедельник, 05 Май 2014, 06:50 | Сообщение # 4
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 10688
Награды: 93
Репутация: 273
Автору, на мой взгляд, удалось показать, что
Цитата Оргкомитет ()
богатый человек, живущий в хороших условиях, умеющий работать, зарабатывать.

это не главный Герой нашего времени. И самое важное,
Цитата Оргкомитет ()
Володя. Он изменился. Нет, нет, не сильно, скорее почти неуловимо, но что-то мужское и взрослое появилось у него во взгляде.
.
Цитата Оргкомитет ()
Сам того не осознавая, он стал впускать в себя все те светлые чувства, которые так необходимы людям.

Жаль, что рассказ написан не от имени Володи. Хотелось бы узнать ощущения, переживания и мысли именно со стороны героя рассказа.


А зверь обречённый,
взглянув отрешённо,
на тех, кто во всём виноват,
вдруг прыгнет навстречу,
законам переча...
и этим последним прыжком
покажет - свобода
лесного народа
даётся всегда нелегко.

Долгих Елена

авторская библиотека:
СТИХИ
ПРОЗА
 
Донина_Галина Дата: Понедельник, 05 Май 2014, 21:08 | Сообщение # 5
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 2776
Награды: 108
Репутация: 345
Цитата Оргкомитет ()
Ученик

Рассказ соответствует тематике конкурса и представляет собой достаточно интересное, проблемное произведение. А. Быстрова показала становление своего ученика как личности, зарождение в его характере черт, свойственных герою, прежде всего, желания жертвовать собой ради другого. Интересно то, что, помимо воли автора, в рассказе есть еще один настоящий герой - Учитель, труд которого, возможно, незаметный, повседневный, даёт всходы. Именно Учитель, на мой взгляд, в этом произведении - главный герой.
Диалогическая речь, реальные жизненные ситуации придают повествованию живость. Мысли автора логичны и глубоки, изложены ясно. Идея утверждается в конце рассказа:
Цитата Оргкомитет ()
Проходят годы, десятилетия, века, меняется время, условия жизни, люди, но что-то остается неизменным.
- духовные ценности, ориентиры, настоящая любовь, дружба, стремления. И к этому приходят новые герои, теперь уже нашего времени.


Сообщение отредактировал Донина_Галина - Понедельник, 05 Май 2014, 21:12
 
babezok Дата: Пятница, 09 Май 2014, 21:00 | Сообщение # 6
Постоянный участник
Группа: Премиум-аккаунт
Сообщений: 228
Награды: 15
Репутация: 31
Спасибо,Анастасия!
Главная мысль.заключённая в рассказе подана ясным,доступным и,в тоже время,выразительным языком.Очень понравились и не связанные с основной темой мысли"второго плана".У меня создалось впечатление,что рассказ писался"с натуры"


Моя копилка на издание книги.
 
pantera2 Дата: Суббота, 10 Май 2014, 11:07 | Сообщение # 7
Долгожитель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 2479
Награды: 47
Репутация: 82
На мой взгляд, рассказ, как художественное произведение несостоятелен.

Стилистика.
Текст пестрит тавтологией и плеоназмами.

Цитата Оргкомитет ()
Он ушел, а я подошла к окну.


Цитата Оргкомитет ()
Вокруг стояли большие серые многоэтажки, с небольшими окнами. Было видно, как куда-то спешат люди, а по дороге ехали машины. Все, вроде, привычно. Но что-то было по-другому.


Некоторые предложения вовсе лишены смысла

Цитата Оргкомитет ()
Тем временем все разошлись, последние стали покидать родные стены школы.


Цитата Оргкомитет ()
Солнце уже вовсю пригревало, с каждым днем все отчетливее ощущалась весна с ее запахами и надеждами


Содержание
Поучительный тон повествования смотрится несколько абсурдно, если учитывать поверхностное изображение характеров героев. Собственно героев нет, есть картонные силуэты. Речь героев - это не речь живых людей, это правильные, хорошо продуманные лозунги.

Вот у меня сложилось впечатление, что диалог между учителем и учеником не состоялся, несмотря на то. что автор утверждает обратное....


Марина Новиковская

Авторская библиотека
http://soyuz-pisatelei.ru/forum/35-3697-1


Сообщение отредактировал pantera2 - Суббота, 10 Май 2014, 11:17
 
Литературный форум » Сказочная страна » Литературные проекты "СказОбоза" » Ваши произведения к 200-летию Лермонтова » Быстрова Анастасия "Ученик" (Номинация "Рассказ")
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: