mazhorina-tatjana | Дата: Понедельник, 02 Май 2016, 16:36 | Сообщение # 1 |
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 11151
Награды: 181
Репутация: 360
Статус:
| Обзор книги Веры Сытник «Цикады».
http://planeta-knig.ru/shop/1156/desc/cikady - ссылка на Интернет-магазин
Не так давно, мне довелось получить сборник прозы Веры Сытник «Цикады», выпущенный Издательством «Союз писателей» (Новокузнецк 2015). Так совпало, что книга вышла, как заключительный аккорд «Года литературы», проводимого как в целом по стране, так и на сайте «Союзники», а досталась мне по праву активного участия в этом проекте. ". События, о которых идёт речь в рассказах и новеллах, происходят не только на постсоветском пространстве России, но и в Китае и Израиле. Сборник увидел свет благодаря Премии литературного журнала "Союз писателей" (присуждаемой ежегодно), на которую сборник был номинирован. Вера Сытник является победителем Премии 2014 и имеет звание "Лучший писатель года 2014». Поражает богатство языковой палитры автора, невероятная глубина подтекста, умелое использование всех средств художественной выразительности, умение реалистично показать внутренний мир человека, основываясь на его поступках, переживаниях, размышлениях.
Автора волнуют негативные перемены, произошедшие в обществе, такие как, утрата духовного стержня, упрощение высоких нравственных идеалов, вытеснение истинных ценностей стремлением к накопительству, какая-то всеобщая неприкаянность порой даже безысходность. Неслучайно первый рассказ-новелла назван «Цикады», поскольку центром композиции становится не человек, а насекомое. «Новелла «наизнанку» – так определяет его жанровую форму доктор филологических наук В.М. Головко. Внимательный читатель заметит некую аналогию, проводимую автором между поведением цикад, которые должны «появиться на свет лишь затем, чтобы, исполнив арию, познать любовь и умереть», и молодыми людьми, не выдержавшими испытание страстью. Главный герой под исступлённое пение цикад вспоминает свою молодость и роман, закончившийся ничем. Была любовь (с обеих сторон), бушевали страсти, много сил было потрачено на то, чтобы заработать денег и летом свозить подругу в Крым. «Кровь бурлила в его жилах, сердце трепетало, зов природы опережал взросление духа, и это было главным, на что он обращал внимание…». Изнуряющая жара не давала возможности в полной мере наслаждаться друг другом, а более высокого понимания любви, к сожалению, пока к ним не пришло. Утомлённые, они днями лежали на кроватях, так и не сказав друг другу главного: лень было даже разговаривать, чтобы не перекрикивать цикад. Страсти, кипевшие ранее с неодолимой силой, ввиду неопытности партнёров, неумении правильно расставлять приоритеты в отношениях, по окончании отпуска просто сошли на нет…
С далёкими воспоминаниями связаны и такие рассказы, как «Тайфун» и «После дождя». И в том и в другом случае на первый план опять выходят неуёмные, неудержимые страсти юных героев. А вызывают эти воспоминания разрушительные природные явления, происходящие в текущем временном отрезке. Обратите внимание, насколько образно выглядит описание надвигающегося тайфуна (речь идёт о тучах): «Как фантастические клубки намокшей, неряшливой пряжи, они возбуждённо громоздились вдали над неспокойным, напуганным морем… И небо, и вода, и набережная с дорогой – всё было одного, грязно-серого, безнадёжно мрачного цвета. Всё казалось взбудораженным до предела! Тучи напряглись, готовые взорваться, а море пыжилось, чтобы, набравшись храбрости, броситься им навстречу!.. Вода в неистовом восторге билась о набережную, словно доказывая, на что была способна, и это выглядело страшно». Надо ли описывать, какие разрушения он оставил после себя? Поражённый увиденным, главный герой вспоминает, как он, будучи молодым офицером, по долгу службы заброшенным в глубинку Забайкальского округа, познакомился (и —напрочь «пропал») с девушкой по имени Натали – горячей и гордой, большеглазой тунгуской – «смелой и свободной, как сама степь». Одно, нечаянно брошенное им слово, в момент уничтожило всё, что между ними кипело, бурлило, клокотало. Какое? Оставим интригу для будущего читателя. Любимая с выражением ужаса на лице отшатнулась от него «и воскликнула, плача: – Тайфун! Настоящий тайфун! Который всё разрушает!» Во власти героя было всё исправить, но он повёл себя крайне нерешительно, не по-мужски, одним словом.
Не лучшим образом повёл себя и персонаж рассказа «После дождя. Молодого человека переполняли страсти к замужней женщине, и он добился своего. Однако поговорить с её мужем (а их познакомили), заявить о серьёзности своих намерений у него ни желания, ни смелости не хватило. Мало того, он даже не понял, для чего их познакомили и почему он с мужем своей возлюбленной должен вместе сидеть за одним столом и пить пиво… А во время проливного дождя с участниками этого треугольника произошла, вообще, из ряда вон выходящая история. Муж, принесший на работу супруге зонтик (по её звонку, заметьте), стал очевидцем её бурных поцелуев и объятий с молодым человеком. «Жестокие в своей радости» (потрясающей силы оксюморон!), они даже не заметили, какую боль причиняют любящему человеку. Не выдержав такой откровенной наглости, муж Варвары (а её звали именно так) исчез, вернувшись спустя четыре дня «без очков, с развороченным носом, с разбитыми в кровь губами, заросший щетиной, пахнущий помойкой, чудовищно пьяный и – умора! – под ручку с долговязой дамой в прозрачной блузке и мятой мини-юбке», которая повела себя, как хозяйка. Наш герой-любовник молча устранился, а любимая женщина запила, оставшись жить дома, даже не устроив скандала и сохранив этот нелепый треугольник в отношениях с мужем и его любовницей. Так разрушилась жизнь вполне благополучной ранее семейной пары. Конечно, виновник всего случившегося и по прошествии времени чувствует угрызения совести, но… что сделано, то сделано.
Если у кого-то создалось впечатление, что в предлагаемых читателю рассказах основное внимание уделяется любви и страстям, то это далеко не так. Вера Владимировна затрагивает многие аспекты человеческой жизни. Остановлюсь на рассказе «Летним вечером». Главный герой приглашает давнего приятеля, однокурсника, бывшего офицера, «неисправимого романтика» в гости, заранее предвкушая, насколько тепло и плодотворно они проведут время, предавшись воспоминаниям далёкой юности. Разработана целая программа по заполнению культурного досуга. Но ни приятеля, ни его жену совершенно не интересовали «ни пагоды на вершинах гор за домами, ни парки, все в цветах…, ни открывшийся недавно океанариум», ни море, не говоря уже о музеях и театрах. К тому же, друг оказался закодированным от спиртного. Само собой, отпала даже возможность посидеть за кружкой пива с недорогими в эту пору креветками. Первое, что интересовало жену приятеля, это сколько стоит массаж в Китае и как часто его можно делать, а его самого – цены на бензин, преимущества шипованной резины, поскольку он был мелким предпринимателем, имел «четыре маленьких «Газели» и с помощью связей, матов и кулаков отвоевал постоянный маршрут в городе». Ко всему прочему, оказалось, они приехали «исключительно ради норковых шуб», которые намеривались купить себе и двум дочерям на обратном пути в Пекине. Его жена даже не посчитала зазорным сообщить об этом. Почему так случилось?.. Почему он не поднял жену на вершину своих мироощущений? Не сделал сообщницей своей мечты, а сам банально опустился до уровня обывателя?..
Думаю, здесь уместно будет привести, опять же, слова доктора филологических наук Вячеслава Михайловича Головко, написавшего предисловие к книге: «Писательница по-своему рисует портреты чеховско-бунинских «пошлых людей», живущих в наше время, зациклившихся на частном, личном». В качестве альтернативы всей этой косности, неустроенности, безответственности за близких людей, обывательщине служит красота и ощущение гармонии с природой («Луна и рыбак»), необыкновенная искренность («Краля»), удивительное стремление к красоте («Художник»). Проза Веры Владимировны настолько художественна и метафорична, что не могу ни привести хотя бы несколько примеров образности её языка: у неё «фонарь, как щёголь в чёрном пиджачке», а «луна – надменная небесная красавица». Автора не может оставить равнодушной «дикая красота и нерушимое спокойствие камня», «молчаливая сосредоточенность гор, их глубокая отрешённость»; Вера замечает, как «будто разбрызганная гуашь, алеют пятнами крупные маки». Ещё мне хочется привести коротенькую цитату из рассказа «Встреча». Какая боль сквозит в очень простых с виду словах: «выброшенная на обочину жизни веточка». Удивительно точная метонимия! Это не просто веточка, это жизнь девушки Лизы (Лизаветы, Веточки), выброшенная за ненадобностью. Так случилось, что молодой человек, поссорившись с отцом, уехал в Гамбург по срочной туристической визе, даже не предупредив свою Веточку, а дальше всё закрутилось (девяностые годы, как-никак), что стало не до неё. Бизнес и всё прочее…
Из восемнадцати рассказов-новелл, мы немного ознакомились только с пятью. Но этого вполне достаточно, чтобы понять, насколько мастерски автор владеет словом, насколько бережно, даже трепетно относится к описанию любого самого малого эпизода, каждой, казалось бы, незначительной детали. Для неё нет ничего незначительного, незаслуживающего внимания. Тем не менее, впечатление о книге Веры Сытник «Цикады» будет неполным, если не затронуть в обзоре необыкновенно-пронзительный рассказ «Плот». Это произведение об искренней, самоотверженной и чистой любви мальчика, отчаянно пытающегося спасти свою вконец спившуюся мать. Худенький, щуплый шестилетний Санька зачастую предоставлен сам себе, пока мама в загулах. Он «до мурашек» ненавидит её грубых и хамовитых гостей с хриплыми, пропитыми голосами, а потому мечтает построить плот, чтобы уплыть отсюда куда подальше вместе с любимой собакой по кличке «Снежок». К ним в дом уже не раз приходили люди с портфелями в руках (из опеки), грозились отобрать ребёнка, если мать не прекратит пить и не устроится на работу. Санька недоумевал: – Как можно отнять то, что никому не нужно? Но на всякий случай ложился спать со Снежком: и теплее, и безопаснее. Вы представляете, что творилось в его маленькой головке?! А по утрам мама приносила ему сладкую булку и пачку измятого от долгого лежания в кармане плавленого сыра. Санька обожал это время, зная, что можно сколько угодно смотреть на маму и быть уверенным, что никуда она не убежит, пока не проспится. Разве не резанут по сердцу любого читателя такие мысли мальца?! И, что удивительно, когда из отдела опеки в очередной раз пришли люди, настроенные весьма категорично, Санька прибежал из сарая, вцепился маме за ногу и что есть силы закричал звонким голосом: – Нет! Непонятно откуда столько силы и решительности оказалось у столь худенького, дрожащего всем телом мальчонки, но опекуны отступили, дали женщине последний шанс. А Санька, сжав кулачки, закричал ещё громче: – Меня нельзя отбирать! Я строю плот! Я не буду брать Снежка, я возьму с собой маму! И мы уплывём далеко-далеко! От всех! И тут маму «пробило» в конце концов. Она перестала плакать, прижала к себе Саньку и давай целовать, всё не могла поверить, что она не ослышалась. Хочется надеяться, что всё в этой семье сложится хорошо. Невероятно-сильное произведение!
Полагаю, для современного читателя книга Веры Сытник — это образец глубоко нравственной психологической прозы, в которой чётко просматриваются утраченные в постперестроечное время, но по-прежнему жизненно-необходимые нам качества, такие как уверенность в завтрашнем дне, ответственность, благородство, доброта, чуткость, совесть, любовь (в том понимании, в котором и была заложена Творцом), способность к состраданию, терпению и даже к самопожертвованию.
14. 04. 2016. Татьяна Мажорина, г. Волгодонск.
Моя авторская библиотека
Сообщение отредактировал mazhorina-tatjana - Понедельник, 02 Май 2016, 16:40 |
|
| |
leonid-grushko | Дата: Воскресенье, 08 Май 2016, 10:51 | Сообщение # 4 |
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 2080
Награды: 58
Репутация: 72
Статус:
| mazhorina-tatjana, Цитата mazhorina-tatjana ( ) «Плот». Это произведение об искренней, самоотверженной и чистой любви мальчика, отчаянно пытающегося спасти свою вконец спившуюся мать. Худенький, щуплый шестилетний Санька зачастую предоставлен сам себе, пока мама в загулах. Он «до мурашек» ненавидит её грубых и хамовитых гостей с хриплыми, пропитыми голосами, а потому мечтает построить плот, чтобы уплыть отсюда куда подальше вместе с любимой собакой по кличке «Снежок». К ним в дом уже не раз приходили люди с портфелями в руках (из опеки), грозились отобрать ребёнка, если мать не прекратит пить и не устроится на работу. Санька недоумевал: – Как можно отнять то, что никому не нужно? Потрудилась на славу, Татьяна!
Цитата mazhorina-tatjana ( ) Полагаю, для современного читателя книга Веры Сытник — это образец глубоко нравственной психологической прозы, в которой чётко просматриваются утраченные в постперестроечное время, но по-прежнему жизненно-необходимые нам качества, такие как уверенность в завтрашнем дне, ответственность, благородство, доброта, чуткость, совесть, любовь (в том понимании, в котором и была заложена Творцом), способность к состраданию, терпению и даже к самопожертвованию.
Трудно не согласиться! Как часто нам не хватает этих качеств! А тебя, Татьяна, с грядущим Днём Победы!
Бывало, с Музою горел я, Пегас ломился часто в дверь... Как не хватает мне Борея, Чтоб разгореться так теперь.
Сообщение отредактировал leonid-grushko - Воскресенье, 08 Май 2016, 11:42 |
|
| |