|
16:16
|
|
ISBN 978-5-905398-50-6 Ч/15
84 с.
"Мне нравится каждая строфа". "Я в восхищении. Забираю в "избранное". "Молодец... в корень зришь! Очень понравилось!". Всё это - отзывы, оставленные на поэтическое творчество Сергея Чайкина посетителями его авторских интернет-страниц. Буквально - первые попавшиеся на глаза, без траты времени на отбор. Показательно? "Не факт" - скажете вы, зная особенности виртуального комментирования, и потому сомнения будут вполне оправданны. До поры. Вероятнее всего, вы даже не вспомните о них, закрывая последнюю страницу сборника "Свет в конце колодца". Хотя вспомните и - подумаете - о многом. Прочитал где-то ранее, что сравнить поэзию со строительством можно только условно. А мне по душе такое сравнение - на мой взгляд, достаточно наглядное. Чем поэзия - не словесное плотничество, скажем? Подобрать материал, примерить-прикинуть, обработать, приложить, закрепить... Это ли не задачи плотника, и этим же - не занимается ли поэт? Надо заметить, что в срубе никогда не найдется абсолютно ровных бревен, а монолитность стен будет заслугой и мастерством строящего. Так и Сергей Чайкин - оставил поиск бесполезных орудий гладкописи желающим фантазерам, обладая не самыми легкими, зато мощными и самозатачивающимися в работе "плотницкими топорами" - размышления и таланта. Креативная рифма, нестандартные обороты, полноценные, насыщенные метафоры - строка за строкой, у него находится все, что делает поэзию интересной и стильной. "В окна раскрытые свесившись, Метрах в тридцати – асфальта бассейн, Чувствую в новом свете жизнь, Каждую секунду во всей красе..." (Монолог на подоконнике) "Отраженье небес бездонное Дикий ветер взахлёб лакал. Может, ветру о плоскость удобнее Облокачивать облака..." (Пустыня). Но техническая состоятельность - в данном случае не главный объект внимания. После прочтения четырех-пяти стихотворений она воспринимается как приятная, ненавязчивая норма. Более всего меня привел в восторг, если хотите - фундамент сборника. Как же мастерски подана основная подоплека творчества, отразившаяся на структуре книги! "Вид через бомбоотсек", "Рождённый плавать", "Считая себя бессмертными" - три части, крепчайшим образом связанные и являющие собой философское целое. В первой части представлено видение мира и "не мира" - собственно, как они и видятся, без прикрас. Вид через бомбоотсек открыт для обеих сторон. Автор предлагает посмотреть на историю человечества "оттуда", с искусственного верха грубой силы и холодного величия, а затем заглянуть "туда", дабы попытаться понять хоть какие-то мотивы агрессии, ненависти, подмены ценностей. И сначала задается современно-сказочно-библейский антураж: "Под нарисованным небом, в игрушечном мире Жили пластмассовой жизнью счастливые люди, Весело тратили годы, летевшие мимо, Свято копили цветные бумажки валюты... Верили сказкам, в глаза телевизоров глядя, Горький настой клеветы пили с патокой лести, Кланялись, ждали подарков от доброго дяди – Дяди, которого в шутку прибили на крестик..." (Бесконечная сказка) В небе читательского сознания появляется «Enola Gay»*. На последнем сроке "беременности". По своим причинам она выбрала "роддом" Хиросимы. "Чувствуешь, ножкой бьёт В чреве Малыш? Пора! Свет миру подари, Болью его залей, Вырасти Чудо-гриб Да на людской золе!" (Enola Gay) А где-то внизу бьет ножкой в живот мамы настоящий малыш. Несмотря на "душных убежищ дно". Может быть - бьет. Должен... был... Страдания Земли, принятые как свои, и внепафосный стыд перед ней за ошибки, заблуждения и необъяснимое зло людей - такие чувства автора становятся энергетикой первой части сборника. "Рождённый плавать". Территория отчаяния: "Даже рождённые плавать идут ко дну..." (Эра Рыб), тошноты от культивируемых духовных пустот: "Приполз с работы – впиваюсь в кресло, Уставшим мозгом врубаюсь в ящик. Я – биомасса, теле-теле-тесто, Лепи, политик! Лепи, рекламщик!" (Теле-теле-тесто), почти изнеможения: "Дыры в стенах устало транслируют день, Да и я уже, в общем, порядком устал – Прогрызая тоннель своей жизни в руде, Сожалеть о несбывшейся роли моста..." (Устал), и... прикосновения к свободе: "Полились, понеслись подо льдом мои реки, Животворные соки подснежникам дарят... ...Разбросает цветы по Земле моя радость, В кулаке хрупкий ключ от свободы сожму..." (Освобождаюсь). Понимание исходной красоты, мудрости мира, и нахождение их отражения в витрине большого оружейно-продуктового магазина (хуже - на крашеном алюминии пустой пивной банки, прикатившейся откуда-то под ноги) - это боль и стресс. Но еще не повод раскиснуть и отказаться от борьбы за биение слева в груди естества. Позволю себе наблюдение двойной поэтической параллели относительно данного блока книги. Сами собой пришли на ум строки двух Александров - Васильева и Чернецкого. "...Что я могу изменить, направляемый собственной тенью?...; "...Да и смерть моя стоит не дорого. Здорово!..."**. "Считая себя бессмертными" - резюмирующая часть, осмотр "дома". Вновь автор проходит через свои переживания, вновь задает себе и читателю волнующие вопросы, и на сей раз делает выводы, пропуская их как раз через фильтр бренности (все-таки - бренности?) существования. И выводы - если не оптимистичны, то спокойны, так как не существование, но - Жизнь - шире любых границ и условностей. Жить - сложно, жить - можно и нужно. Живешь - дыши, дышишь - люби, любишь и любим - благодари. "...Спасибо, Боже!... За блики звёзд в небесной скважине Тысячелетние, За нами необезображенную Ещё вселенную, За росчерк солнца озорной, За ночь чернявую, И за единственную, что со мной Сплелась корнями" (Спасибо, Боже) "И жизнь становилась радостной, Хоть и по-прежнему трудной" (Параллельность) "Дом" построен. Вдоволь наработавшись, насмотревшись "туда-оттуда" через бомбоотсеки, автор направляется к колодцу, то бишь - к уже замеченному нами издалека названию. В идеальном образе это мог бы быть добротный деревенский колодец, из которого не утолить жажду (тоску, безысходность...) - почти грех. Но нет, колодец, как выясняется, построен не нашим "плотником", расположен ближе к городу, со всеми вытекающими... И где-то близко совсем другой образ - тоннеля... Одно хорошо - Свет для всех конечных и донных образов един. Стало быть, он еще действительно есть. "Поживем - увидим". А - увидим?! А - живем?! Владимир Ильичев ** А. Васильев, "Пой мне еще"; А. Чернецкий, "Никогда не вернусь" |
|
|
|
|
Всего комментариев: 5 | |
|
Поздравляю, Сергей! Книга содержательнейшая, спектральная во многих смыслах. Испытывал все возможные эмоции во время прочтения. В общем, книга из тех, которые остаются, спасибо!
Square
Спасибо, Владимир, за рецензию к книге. по ней видно, что ты не остался равнодушен
SrYoga
Сергей, мы заслужили эту книгу. Для нашего литмузея пришлёшь?
ИванН
само собой
SrYoga
Ну ты ж видел, я на Стражах уже розместил эту рецку.
ИванН
| |