«ТАКОВ ПОЭТ: ЧУТЬ МЫСЛЬ БЛЕСНЁТ, КАК ОН ПЕРОМ СВОИМ ПРОЛЬЁТ ВСЮ ДУШУ…»
Издательство «Союз писателей» выпустило новый поэтический сборник. Сборник стихотворений Любови Сафаровой под названием «Вереница», состоящий из трёх разделов: «Мысли», «Люди. Сезоны», «Любовь», появился в Интернет-магазине на сайте издательства.
Первое стихотворение в сборнике так и называется «Вереница» - философское произведение, отличающееся остротой мысли, темой душевных переживаний и соответствующей содержанию формой: вереница мыслей, вереница строк (24) в одной несколько тяжеловесной строфе. В стихотворении говорится о неумолимом движении времени: «Проживаю вереницу лет… Вереницу лиц… Душа, как птица, К свету и теплу всегда стремится…». Не только в данном стихотворении, но и в других лирических произведениях, по значимости к нему примыкающих, например: «Было или не было», «Я не умею сказать красиво», «Скатертью годы. Счастье, беда…», используются такие ключевые слова, как: «Бог», «душа», «время», «сны», «жизнь», «смерть». Мысль, возвышенная и мудрая, в стихах первого раздела сборника правит балом. И заканчивается раздел миниатюрами («Хочется плакать - плачь» и «Банально, но очень хочется»), приятно удивляющими лёгкой, можно сказать, виртуозной подачей серьёзных мыслей.
Банально, но очень хочется,
Стерев рубежи утрат,
Не чувствовать одиночества,
А чувствовать нежный взгляд.
И рядом плечо надёжное –
Опорой на склоне лет…
Из области невозможного
Других пожеланий нет.
В лирике второго раздела «Люди. Сезоны» философская мысль не исчезает, а помогает автору проследить судьбы людские, понять их души. И, конечно, в связи с природой, с сезонами. Ноябрь – мрачное, тёмное время, когда «нарушено равновесие, \В природе, в душе – раздрай». Есть во втором разделе и светлые, радостные стихи, в которых с восторгом говорится о сезонах: «Август, подари мне звездопад», «Скажи, какого цвета лето?». Лето – пора надежд для лирической героини. А заканчивается лето, и «увядание ранит приметами. \ Песня спета, разбита мечта». Казалось бы, вместе с летом уходит любовь («Равнодушный твой взгляд убивающий - \ В спину мне…»).
«Любовь» – название третьего раздела сборника «Вереницы». Любовь здесь и счастье, и грусть, и встречи, и расставания. Во многих стихотворениях Любови Сафаровой преобладают глаголы, и тогда её динамичные стихи приобретают повествовательность, становятся небольшими, но глубокими по мысли и чувству историями, очень похожими на истории других женщин и мужчин: «Летела на огонь…\ Не дождалась, прости. \ Тепла твоя ладонь. \ «Согрелась… Отпусти» («И это было так»).
Мироощущение автора выражается в эпитетах, в которых часто сливаются изобразительное и лирическое начала: «карминный закат», «рваная рана», «губительная страсть», «безудержной, злой и полынной» («Запомни меня такой»). Кстати, эпитет «полынный», использованный отнюдь не в одном стихотворении сборника, трансформируется в другой троп – в символ («след на губах оставляет полынный», «в полынном отваре», «полынно-медовый тянется след»). Употребление слов «полынь», «полынный» сближает лирику Любови Сафаровой с народной поэзией. Ведь образ горькой полыни издавна использовался в идиомах, которые опирались на представления народа об этой траве: во-первых, дикорастущая сорная трава, во-вторых, у полыни очень горький вкус, усиливающийся после восприятия сладкого, в-третьих, эта трава обозначала всё неприятное в жизни человека. Это отражено в пословицах и поговорках: «Речи как мёд, а дело – как полынь» и т.п. Полынь прозвана «вдовьей травой» из-за её горечи: «Ох, горька полынь-трава, \ Воля-волюшка.\ Ни жива и ни мертва. \Вдовья долюшка» («Ты не жаловал меня»).
Художественные средства помогают выразить строй души поэта, сделать произведение «живорождённым» (по словам А.Григорьева). Такими и ощущаем мы, читатели, стихотворения Любови Сафаровой: «живорождёнными», искренними, душевными, потому что «таков поэт: чуть мысль блеснёт, как он пером своим прольёт всю душу…» (из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Поэт» - 1828г.).
Ольга Логачева
|
Всего комментариев: 6 | |
| |
[Юрий Терещенко]
То,