В настоящее время в Кузбассе в малой степени развито драматургическое творчество, драматурги выходят в основном из прозы (В. Мазаев, С. Павлов). Поэтому возникающее имя на вес золота, в особенности, если рождается в молодом поколении.
В пьесах молодого кузбасского драматурга Кристины Гортман (р. 1986) выражено сознание общественных низов. Пространство насыщено элементами родных мест, возникает как будто исповедь грешника. Во все времена люди исповедовались на смертном одре, чтобы наверняка попасть в рай. Изображая такого героя, драматург размышляет о современной вере. Так, в пьесе «Галинка» объединяются сознание и вера. В связи с этим творчество может быть воспринято как «поток сознания». Особенность его в том, что используется он для драматического произведения.
Диалогический характер монопьесы разрывает сознания читателя и персонажа. «Галинка» похожа на некое интервью, где Старик ведёт диалог. Не случайно он оказывается в больничной палате, журналистские элементы вносят в драму злободневный характер. Эта злободневность, как рассматриваемая некогда Тургеневым проблема «отцов» и «детей», будет актуальна всегда. Для главного персонажа характерна мемуарная задумчивость, и всё произведение в целом – своеобразные мемуары художественного образа. Воспоминания одеты в минорное пальто.
В пьесах К. Гортман изображаются судьбоносные явления. Главные герои наделены «культурными» чертами: это и скульптор Анна («Угольная пыль»), за которую говорит уже профессия; и Старик («Галинка»), характеризующийся как эстет; и даже студент Лёня («Попутка»), набирающийся жизненного опыта. Судьба определяется как данность, изменить которую люди не могут.
Герои оказываются у черты, за которую и перешагивают. Старик, вспоминая о том, что было значимого в его доле, опять превращается в молодого и бравого. Но он не может переиграть рок и изображён в онкологической больнице. Больничное пространство обозначает жизнь в хосписных условиях. Нездоровая атмосфера влияет на судьбу каждого в ней обитающего, всякий человек болен по-своему. Не случайно в «Угольной пыли» Наталья и Вера Петровна всё время обсуждают актуальные телевизионные передачи о здоровье. Так в творчестве молодого автора выражен 25-й кадр. Социум в целом воспринимается как единый большой нездоровый организм. Больны и Галинка, и её подруга, и Колька-алконавт, о чём говорит характеристика.
«Попутка» отражает встречу глубинки и столицы. При этом три персонажа родом оказываются не из центра, и если Лёня и Радик успели вкусить столичного хлеба, то Мама, только что прилетевшая из Заветов Ильича, выше главного города страны на интуитивном уровне.
Драматург расширяет пространство и отмечает типичность для России изображённой ситуации: в больших городах везде работают и учатся приезжие люди. Возникает как будто ситуация обездоленности. Не случайно запыхавшийся Лёня, в спешке выбегая из общежития, теряет портфель.
Оригинальный сценарий психологически детерминирован: герои наполняют пространство духовными элементами. Удивительны различия между глубинкой и столицей: Лёня за такси готов заплатить три тысячи, а для Мамы 150 рублей на автобус жалко. Если мужские герои заявлены как теоретики, то Мама сразу говорит о себе как практик. Лёня и Радик меняются местами: то один, слушая монолог визави, нарисован как врач-психолог, то другой. При этом удивительно, как часто дистанция между ними меняется.
В образе Лёни представлен неустойчивый индивид, тогда как Радик – душевно спокойная личность. Но под влиянием экспрессивного студента она разрушается. Так и город: драматург наблюдает, что когда-то эмоционально сибаритствующая Москва заражается вирусом экспрессии приезжих людей. И моральное разрушение есть обыкновенная болезнь. Не случайно абсолютно здоровый в этом отношении Лёня говорит о том, что хотел бы пригодиться там, где родился. Это alter ego автора, поэтому К. Гортман до сих пор живёт в Ленинске-Кузнецком.
Воссоединение семьи направлено на преодоление растущего в большом городе ощущения ненужности. Так, сценарий ориентирован против депрессии, в которой находится Радик, куда впадает и Лёня. Семейные нити играют главную роль, ибо только рядом с близкими человек окружён вниманием и заботой.
Антагонистом этого воссоединения является Радик, у которого разваливается сложенная в другом государстве общественная ячейка. В этот момент Лёня является средоточием зла для Радика. И его уклонение от быстрой езды в зачине – проявление неприязни. По ходу сюжета видно, как меняется отношение к попутчику.
Безысходность человеческого существования в условиях технологического процесса отражена в драме «Угольная пыль». Анна мучительно ищет выход из застывшей картинки, стремясь обрести его в лице подруги, но у неё ничего не получается – она сильно заражена вирусом угольной пыли. Её вынужденная работа говорит о невостребованности творческих профессий в таких условиях.
Поэтика названия для каждого раскрывается по-своему, видно неспешное обёртывание пылью человеческих душ. Весьма чистым, искренним, нежным, что ищет в людях Маринин любовник, оказывается умалишённый Сосед. В этом образе скрыт диалогичный характер: несмотря на чистоту и душевную наивность, он запятнан угольной пылью внешне, тогда как социум, его окружающий, наоборот, душевно весь в угольной пыли: у кого-то это выражается в «телевизионной» вере (Наталья, Вера Петровна), у кого-то – в чёрствости (Анна, Софья), у кого-то – в наивности (Верка, Вика). Душевная угольная пыль превращает человека в надгробие Ивана Иваныча. Метафора хранит в себе элементы всеобщности, и страшная участь приготовлена для Вики, дочери Анны, и её подруги Верки.
Имея возможность, Софья меж тем отказывается соскоблить тёмную труху с надгробия подруги, и все остаются на своих местах. В этом выражаются людская консервативность, амёбность, нежелание что-либо делать для окружающей жизни. Показательна характеристика директора школы в устах Анны, говорящей, что все стараются только ради имиджа и места. Общество характеризуется как сугубо эгоистичная труха. Так, драма имеет глубоко публицистические черты.
Угольной пыли подвержено сознание женщин в возрасте – Натальи и Веры Петровны. Главную метафору персонифицирует телевизор. И в свинарнике, как говорит одинокая пожилая дама, живёт отнюдь не Анна, иногда банально забывающая убирать толщи грязи, а хозяйка квартиры, находящейся рядом, не желающая менять своего положения.
В образах пожилых женщин реализуется также распространённая в настоящий момент в среде малообразованных людей идея о том, что, говоря об одной и той же беде постоянно, человек может на себя её же и накликать: будто какими-то неведомыми силами посылая импульсы в Космос, люди оттуда и получают по «заслугам». Характерна картина располагающейся у экрана со скрещёнными ногами и закрытыми глазами Натальи, которая, воздев руки кверху, хочет и товарку научить «полезным» действиям. В финале «наученная» Вера Петровна оказывается больна раком. В образах двух женщин автор отражает бытующую иногда в среде пенсионеров комичность.
Им противопоставлена Анна, имеющая высшее образование, о чём напоминают рассуждения о колоннадах, барельефах и возникновении здания школы, где учится Вика, словно та принимает искусство, несмотря на окружающие технические неудобства, запрашивающие огромных финансовых вложений. То есть Анна больше теоретик, и её ступор в ламповой охарактеризован незнанием практики. Таким образом кузбасский драматург обозначает расхождение теории и практики.